Западная Якутия. Вилюйская ГЭС. Строительство ее третьей очереди финансирует АК "АЛРОСА". |
В МОСКВЕ и Якутске заготовлены документы, из которых ясно по крайней мере одно: отечественная алмазодобыча (а она на 98% обеспечивается производственной деятельностью акционерной компании "АЛРОСА") на спокойную жизнь может не рассчитывать.
"НГ" не раз писала о намерениях федерального Центра тем или иным способом поставить под свой контроль сбыт алмазов и соответствующие финансовые потоки. Речь заходила и о разделении АК "АЛРОСА" на две части - добывающую и сбытовую, и о включении ее в холдинг с перерабатывающими предприятиями при одновременной передаче функций управления неким назначенным сверху "топ-менеджерам" и т.п. Теперь руководитель Гохрана РФ Валерий Рудаков ратует за установление тотального контроля над компанией "по трем главным направлениям: сбыт, финансы, инвестиционная политика". В то же время выходит правительственное постановление, в соответствии с которым добытые алмазы будут не столько продаваться компанией, сколько распределяться по обрабатывающим предприятиям. Налицо намерение вернуть АК "АЛРОСА" в дорыночную эпоху, но зато сделать субъектом рынка Гохран. По сведениям из парламентских источников, уже заготовлены поправки к Закону "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", санкционирующие коммерческую деятельность этого государственного учреждения. То есть Рудаков хотел бы осуществлять уже на законных основаниях деятельность посредника-перекупщика драгоценного сырья, чем занимался Евгений Бычков, когда он возглавлял Роскомдрагмет.
Тем временем в Якутии, которая владеет равной с федеральным центром (по 32%) долей акций АК "АЛРОСА", тоже не оставляют попыток поставить, но уже исключительно под местный контроль все те же алмазные финансовые потоки. В стенах Института региональной экономики подготовлена программа развития алмазо-бриллиантового комплекса (АБК) республики до 2005 года. И, как сообщают источники в местных органах власти, главным среди "экономических мероприятий для эффективного развития АБК" авторы проекта считают - нет, не повышение эффективности производства или упрочение финансового положения алмазодобывающей компании! - а "повышение эффективности государственного регулирования и контроля производственно-финансовой деятельности АК "АЛРОСА". Оказывается, под этим понимается проведение правительством Якутии "организационных и правовых мер, способствующих повышению роли АК "АЛРОСА" в социально-экономическом развитии РС (Я)". Из сказанного вроде бы следует, что сегодня эта роль недостаточна. Однако на самом деле компания отдает в разного рода налоги и обязательные выплаты половину своей выручки и формирует по меньшей мере три четверти якутского бюджета. Кроме того, Якутия имеет право выкупать четвертую часть производимых в республике алмазов по себестоимости и самостоятельно реализовывать их.
Из проекта программы якутского АБК явствует также, что вплоть до 2010 года компания по-прежнему должна будет отдавать в виде налогов и платежей в среднем 45% своей выручки, наполняя бюджет Якутии на 75%, хотя не доказано, что алмазодобыче удастся удержать себестоимость в пределах оставшихся 55%. А ведь порой компании приходится отдавать больше, чем она зарабатывает, как это было в 1997 году, когда АК "АЛРОСА" заплатила налоги в объеме┘ 118% своей прибыли.
Примечательнее всего то, что в проекте "Программы АБК" намечены "совместная выработка и осуществление компанией и республикой согласованной финансовой, инвестиционной, кредитной, банковской и социальной политики", то есть фактически полное их сращивание. Подобные планы выглядят крайне сомнительно в контексте Гражданского кодекса РФ, закона "Об акционерных обществах", а также устава и состава акционеров компании "АЛРОСА". Однако они не удивляют, если учесть, что основным разработчиком программы якутского АБК является Егор Егоров, директор Института региональной экономики, который по сей день не может смириться с тем, что "федеральный Центр не хотел полностью передать нам эту высокорентабельную валютную отрасль (алмазодобычу)".
Стоит напомнить, что после подписания Федеративного договора и соглашений о разграничении прав ведения с федеральным Центром Якутия в начале 90-х годов получила в свое распоряжение почти 90% налоговых поступлений от алмазодобычи, а также обзавелась собственным Комдрагметом, куда отгружала пятую часть добытых на ее территории драгоценных металлов и камней по цене ниже себестоимости. Тогда многим в республике показалось, что территория начнет процветать на манер "северного Кувейта", не испытывая недостатка денег, а население будет благоденствовать, превратившись в "алмазных рантье". Однако всего за пару лет рост цен на топливо, продовольствие, промышленные товары "съел" положительное сальдо между тем, что производила и что потребляла республика. Как и во всей России, наполовину сократилось производство в промышленности и сельском хозяйстве, свернулась золотодобыча, остались недостроенными циклопические архитектурные проекты в Якутске. "АЛРОСА" и приняла на свои плечи основной груз регионального бюджета: сегодня на компанию приходится 97% прибыли всех якутских предприятий.
Егор Егоров давно ратует за то, чтобы "АЛРОСА" вела свою хозяйственную, финансовую и даже геологоразведочную деятельность только на территории Якутии, перевела бы свою штаб-квартиру в Якутск. "Это, безусловно, - пишет он в газете "Якутия", - будет способствовать развитию его как одного из мировых центров алмазного и финансового бизнеса, тем самым АК "АЛРОСА" выполнила бы свою историческую миссию". Тогда работа компании будет соответствовать "курсу на самодостаточную экономику", "обеспечению национальной безопасности республики", как это предусмотрено "стратегией развития РС(Я) в первой четверти XXI века".
Если уж называть вещи своими именами, то составители программы АБК Республики Саха попросту хотят, чтобы алмазодобытчики гарантированно и долгосрочно оплачивали сепаратистские амбиции местной элиты. Пойдет ли это на пользу жителям Якутии и даже коренному населению Саха (по статистике оно составляет 33% общей численности) - большой вопрос. Как сообщают статистические справочники, в конце 1998 года разрыв в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных жителей в Якутии достигал 30 раз. (На соседних территориях индекс социального расслоения измерялся более скромными цифрами: в Магаданской области - 4,2, в Приморском крае - 7,8, в Хабаровском крае - 8,6, в Амурской области - 8,5.) Некоторые соседние области опережают Якутию по уровню оплаты труда в реальном секторе экономики, зато республика лидирует по зарплате в органах управления. В Дорожном фонде, например, превышение составило 3 раза, а в Фонде социальной поддержки населения - даже 4,6 раза.
По сути, АК "АЛРОСА" вынуждена сегодня работать в Якутии не столько как промышленное предприятие, сколько как "республиканская социальная программа". Кстати, непонятно: а где же отдача от инвестиций в "нефтегазовый комплекс Якутии по экспортному варианту" (это не очень внятная, но излюбленная формула региональных экономистов), которые сегодня вынуждена делать АК "АЛРОСА", если и через 10 лет три четверти якутского бюджета по-прежнему будут наполняться "алмазными" деньгами? Что будет с золотом, углем, обрабатывающей и легкой промышленностью? Где доля этих отраслей в общей сумме налогов? Как они будут развиваться? Или вообще исчезнут?
Компания предложила свою программу адресного содействия развитию экономики республики, чтобы средства доходили до конкретного получателя. Осенью прошлого года "АЛРОСА" заключила договоры с несколькими "неалмазными" улусами о прямых поставках сельхозпродуктов, леса, рыбы и т.п., начала там строительство социальных и транспортных объектов. Сегодня на деньги из прибыли компании строится газопровод Чернышевский-Мирный, расконсервировано строительство третьей очереди Вилюйской ГЭС, обустраивается Таас-Юряхское нефтегазовое месторождение и магистраль до Удачного, оборудуются 5 скважин по проекту "Ирелях-нефть" и Иреляхский нефтеперерабатывающий завод, закуплена современная котельная-утилизатор для предприятия "АЛРОСА-Леспром". Большие суммы пошли на создание новых объектов социальной инфраструктуры. Однако такая практика оставляла за бортом целый слой чиновников, построивших свое благополучие на распределении "алмазных" денег. И руководство компании оказалось объектом оголтелых и разнузданных нападок в ряде якутских изданий.
Заслужило ли нападки одно из самых рентабельных и стабильно работающих предприятий России? Зачем компанию "АЛРОСА" вынуждают балансировать на лезвии разногласий между регионом и Центром? Доколе будут тащить ее в разные стороны в угоду чьим-то амбициям? Манипуляции с правами и собственностью компании - чем бы ни руководствовались их инициаторы - создают угрозу либо разрушения алмазодобывающей отрасли в России, либо утраты национального контроля над уникальными источниками драгоценного сырья.