ГОДА через два в России перестанут вестись технические разработки в оборонной области, испытываться новые модели истребителей, бронетранспортеров, разрабатываться автоматические системы обеспечения безопасности. Военно-промышленный комплекс вымрет в результате целенаправленной политики того, кем он и был создан, - государства.
Таково было мнение и настрой участников "круглого стола", собравшихся 27 апреля по инициативе Национального инвестиционного совета (НИС), посвященного улучшению инвестиционного климата в оборонке и реализации программ конверсии. Несмотря на, казалось бы, такую спокойную тему заседания, в речах выступающих чувствовалось почти отчаяние. Причем выступали не простые представители ВПК - это были генеральные директора практически всех оборонных предприятий России, начиная от конструкторских бюро, проектирующих технику и вооружение, и заканчивая крупными машиностроительными концернами. Собраться их заставила критическая ситуация, ставящая военно-промышленный комплекс на грань вымирания.
Сейчас доход предприятий складывается из трех составляющих: диверсификация (выпуск гражданской продукции), гособоронзаказ и внешнеэкономическая деятельность. Гособоронзаказ (с учетом относимого по закону к нему экспорта) составляет 70-90% всей производимой продукции. Причем выполнение уже принятых правительством финансовых обязательств, по словам председателя Ассоциации профсоюзов работников оборонной промышленности Юрия Сиченка, приходится буквально "вышибать". Комментируя разговоры о том, что оборонке сейчас живется хорошо, что заказы в бюджете из-за войны в Чечне увеличены на 60%, он представил реальные данные: из-за систематического невыполнения государством своих обязательств по расчетам за уже выполненный оборонный заказ свыше 40% предприятий находятся на грани банкротства, не выплачивают два года зарплату. Финансирование в текущем году составляет 1% от запланированного в бюджете. Государство в общей сложности задолжало оборонке свыше 33 млрд. руб. В результате сами предприятия задолжали различным организациям более 100 млрд. руб. (три годовых объема производства), причем 50% этой задолженности составляют пени и штрафы.