Какова стоимость загрансобственности России? Этого не знает никто. По данным агентства "Пинкертон", можно говорить о 400 млрд. долл. (включая долги перед царской Россией и Временным правительством, на возврат которых мы имеем право, но ничего не предпринимаем). По официальным данным, российскому государству принадлежит имущество примерно на 3 млрд. долл. Но даже и это никто точно подтвердить не может, поскольку никакой инвентаризации заграничного имущества не проводилось.
В 1999 году доходы от использования федерального имущества, находящегося за рубежом, по данным Мингосимущества, составили чуть больше 11 млн. долл. В то же время, по данным общественного совета при заместителе председателя комитета Госдумы по собственности Игоре Лисиненко, эта сумма на несколько порядков больше. Если же доходы государства действительно исчисляются такой смехотворной суммой, как представлено в отчетах госорганов, то встает вопрос об их эффективном управлении.
По итогам проверки Счетной палаты, проведенной еще в 1996 году, было ясно, что большинство российских предприятий за рубежом вообще не перечисляет дивидендов от своих доходов в федеральный бюджет. По мнению Игоря Лисиненко, решение этой проблемы должно идти по двум направлениям. Первое - это проведение оценки (инвентаризации) имущества, осуществление единой системы управления (включая сдачу в аренду) при условии полной прозрачности этих акций и процессов. Второе, что необходимо сделать, - это определиться и активно заняться наконец проблемой возврата нам долгов ряда государств перед СССР и царской Россией.
В среду Игорем Лисиненко и одним из самых активных борцов за возврат России долгов профессором Дипакадемии Владленом Сироткиным проведена пресс-конференция на тему "Кто реальный хозяин федеральной собственности России за рубежом?". До сих пор управление нашим заграничным имуществом осуществляется на основе нормативных актов и распоряжений различных ведомств, что делает схему запутанной и часто противоречивой. Часть загрансобственности закреплена за Мингосимуществом, часть - на балансе администрации президента, но управляется Мингосимуществом, другая часть находится в ведении МИДа, а некоторым Мингосимущество само делегирует полномочия управления.
Контролировать процесс управления загранимуществом невозможно из-за отсутствия специального централизованного исполнительно-контролирующего органа. Кроме того, у нас до сих пор нет общего реестра и единого механизма оценки - мы не знаем общей стоимости принадлежащей России зарубежной собственности. В 1998 году правительство приняло решение о проведении инвентаризации, которая до сих пор не осуществлена ввиду отсутствия средств.
Попытки законодателей решить эту проблему пока также не увенчались успехом. Ряд законопроектов в этой области, принятых Госдумой, неизменно отклонялся Борисом Ельциным. Однако на этот раз в связи с победой Владимира Путина есть шанс, что произойдут определенные сдвиги. Игорь Лисиненко отмечает заинтересованность Владимира Путина в этой проблеме. С одной стороны, это связывается с его заявлениями о необходимости "инвентаризации всей страны", которая, несомненно, коснется и зарубежной собственности. С другой стороны, в бытность свою первым заместителем управделами президента именно Владимир Путин курировал международное направление. По данным источников "НГ", заинтересованность избранного президента в решении данного вопроса косвенно прослеживается в поведении сотрудников его администрации, которые начали вести активную работу в этом направлении. Однако необходимо, чтобы интересы администрации в постановке под контроль зарубежной собственности совпали с усилиями парламентариев по законодательному оформлению этого процесса.