Рисунок Вадима Мисюка |
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ политика, сценарии экономического развития, привлечение инвестиций, посткризисный рост, реструктуризация экономики, госаппарат, социальная и налоговая политика - все это и еще более 90 тем стали предметом обсуждения на международной научной конференции, состоявшейся 5-6 апреля в Москве. Официально конференция была посвящена инвестиционному климату и перспективам экономического роста России. Организаторами выступили Высшая школа экономики при участии Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ). Уровень представительства был необычайно высок: Стэнли Фишер (первый заместитель директора-распорядителя МВФ), Йоханнес Линн (вице-президент ВБ по Европе и Центральной Азии), Алексей Кудрин (первый замминистра финансов РФ), Евгений Ясин (руководитель Высшей школы экономики), Александр Шохин (председатель комитета Госдумы по кредитным организациям) - всего более 400 участников. Заявленная тема научной конференции была лишь поводом для того, чтобы обсудить и выработать совместные подходы в отношении перспектив и направлений развития российской экономики.
Одним из главных выступающих, человеком, мнение которого хотели услышать все участники форума, был Стэнли Фишер. Он в целом положительно оценил итоги реформ за последние 10 лет. Как считает Фишер, реформирование привело к тому, что экономика России уже регулируется рыночными механизмами. Конечно, результатом стали чрезвычайно критические социальные показатели - снижение продолжительности и уровня жизни. Но то, что произошло в российской экономике, по его мнению, укрепило институциональную основу для проведения дальнейших реформ. В то же время с 1996 года прогресс в реформировании сошел на нет. По принятой в том году среднесрочной программе реально ничего не было сделано, что и привело к кризису августа 1998 года. И если сейчас не будут предприняты структурные преобразования, то положительные эффекты от высоких цен на энергоносители и девальвации рубля будут растрачены впустую. Чтобы этого не произошло, новому российскому правительству Фишер определил 6 приоритетов: промышленная реструктуризация, включая дальнейшую приватизацию; ликвидация неплатежей и бартерных расчетов; реструктуризация банковской системы (включая реформирование ЦБ РФ); налоговая реформа; укрепление системы социального обеспечения; введение частной собственности на землю. Но самое важное - программа экономических реформ не может быть навязана России извне. Она должна быть разработана самими российскими экономистами и поддержана обществом. Если это произойдет, то новое правительство будет активно поддержано самим Фишером и Международным валютным фондом.
Однако акцент только на структурные реформы был бы ошибочным. Экономическая программа нового правительства должна базироваться, как отметил Йоханнес Линн (ВБ), на четырех столпах - макроэкономическое управление, создание конкурентной среды, эффективная социальная политика и грамотное управление госсектором. Благодаря девальвации рубля и высоким ценам на энергоресурсы текущая макроэкономическая ситуация для России кажется благоприятной. Однако она очень уязвима по отношению к отрицательным тенденциям на перечисленных направлениях, поскольку не заложены основы для стабильного роста. А он не может быть устойчивым без социальных и институциональных изменений. Российская экономика тяготеет к монополистическому капиталу, поддерживаемому государством. Это затрудняет появление новых предприятий, в частности мелких и средних, которые в странах Восточной Европы стали источниками роста и притока инвестиций. В России на тысячу граждан приходится около 6 малых и средних предприятий, в Польше - около 50. Задача правительства в том, чтобы устранить препятствия для свободной конкуренции. В России также недостаточно внимания уделяется решению проблемы бедности. По его оценкам, при нынешних темпах роста ВВП в 4% уровень бедности можно будет сократить с 50% только до 40%. До сих пор политика правительства заключалась в сохранении рабочих мест, что подрывает реструктуризацию промышленности и развитие конкурентности. И, наконец, это управление госаппаратом, который имеет сложную и дублирующую структуру. В России он выполняет многие из тех функций, которые должны быть закреплены за гражданами.
Помимо общих вопросов обсуждалась одна из самых актуальных проблем - привлечение инвестиций и отток капитала. По мнению Евгения Гавриленкова (ВШЭ), существует определенный налоговый лимит, выше которого предприниматели платить не готовы. В России он составляет примерно 30%. Сейчас сложилась равновесная ситуация, когда бизнес платит столько, сколько может. Если налог выше, то начинается увод экономики в тень и отток капиталов за границу. Одна из макроэкономических задач - приведение налоговых ставок в соответствие с тем, сколько бизнес готов платить.
Это отметил и выступавший на конференции Александр Шохин. Ресурсы в российской экономике есть, но дальнейшему развитию препятствует неблагоприятный инвестиционный климат. Ежегодный отток капитала составляет от 12 до 20 млрд. долл., причем он не может быть остановлен административными методами в одностороннем порядке. Если будут установлены барьеры, то, как считает Александр Шохин, бизнес незамедлительно найдет новые способы вывоза капитала. Поэтому главное условие для притока инвестиций - это формирование благоприятного инвестиционного климата. В России он будет отсутствовать до тех пор, пока не будут созданы институциональные основы эффективной государственной и судебной системы, системы исполнения решений судов. Без этого никакие административные меры не сработают. Наблюдающийся рост российской экономики, по его мнению, не связан с объемным притоком инвестиций и повышением эффективности предприятий. В ряду факторов роста, оказавших воздействие на подъем российской экономики, экспортная составляющая - 70%, импортозамещение - 15%, перекрестное субсидирование - 10% и только несколько процентов - повышение эффективности работы предприятий. Основным, как считает Шохин, должно стать задействование глубинных факторов роста, а именно - структурной перестройки российской экономики. Главная задача на этом этапе - ликвидация неконкурентоспособного, нерыночного сектора. Этот тезис в конце конференции подкрепил Евгений Ясин, приведя данные исследования, по которым 25-40% российских предприятий создают отрицательную добавленную стоимость (за счет потребления бесплатных энергоресурсов, субсидий, льгот и др.). В ближайшие годы эта проблема составит главное препятствие для модернизации российской экономики. Кроме того, одним из факторов, который, по мнению Александра Шохина, будет способствовать развитию экономики - защита прав собственности и "взращивание" эффективного собственника. Главным шагом в этом направлении, по его мнению, является законодательное закрепление итогов приватизации. Это может быть выражено в установлении временных рамок, после которых исковые заявления по пересмотру прав собственности приниматься не будут.
Помимо вытеснения неконкурентоспособного сектора, существует и вторая задача в реформировании российской экономики. По мнению Евгения Ясина - это вывод значительной части ее из тени. В отличие от Александра Шохина Евгений Ясин, выступивший в конце конференции, считает, что рост произошел не только за счет высоких цен на энергоносители и девальвации рубля, но и за счет проводимых в стране последние 10 лет реформ. Однако на этом не стоит останавливаться, реформы должны быть продолжены: "В лучшем случае в этом направлении мы прошли лишь треть пути", - подчеркнул Ясин.