Много в России чиновников, желающих поучаствовать если не в торговле, то хотя бы в распределении алмазов. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
ТРУДНО найти другую отрасль, которая пользовалось бы таким вниманием исполнительной власти, как алмазодобывающая. По количеству указов и распоряжений президента, постановлений правительства, распоряжений премьер-министра эта отрасль - явный рекордсмен и все из-за того, что российских чиновников поразила алмазная эпидемия.
Каждое министерство и ведомство стремится внести свой вклад в управление потоками необработанных алмазов и бриллиантов. Нет ни одного силового ведомства, кроме Министерства обороны, которое не имело бы подразделения по борьбе с нарушениями установленных правил оборота драгоценных камней и металлов. Недавно такое право получила Федеральная служба налоговой полиции. Каждый субъект Федерации получил право создавать свой Гохран и вести борьбу с незаконным оборотом драгоценных металлов и камней. Множатся ряды сертификаторов, сортировщиков, оценщиков камней, учетчиков всех сделок.
Новое постановление правительства - новый его вклад в реализацию "госпланизации" алмазобриллиантового комплекса. В Минэкономики праздник - теперь его чиновники присоединяются к коллегам из Минфина в разработке предложений "о выделении квот на экспорт необработанных природных алмазов субъектам добычи, предложений об объемах поставок необработанных природных алмазов, экономически целесообразных для обработки российскими перерабатывающими предприятиями, имея в виду возможно полное обеспечение этих организаций необработанными природными алмазами для их огранки на территории Российской Федерации". До сих пор этим занимались администрация президента, департамент в аппарате правительства, Гохран, Минфин и МИНТОРГ.
Монополию Госплана разрушили, его уничтожили, но, как видим, дело его живет. Его полное торжество наступит, когда в развитие принятого постановления утвердят "Порядок определения объемов поставок необработанных природных алмазов┘", в соответствии с которым в марте-апреле года, предшествующего планируемому, Минэкономики со всей страны будет собирать заявки о потребности (теперь гранильные производства не только в центрах субъектов Федерации - в Якутии они образованы чуть ли не в каждом улусе). В июне-июле оно составит проект плана распределения продукции субъекта добычи. В августе-сентябре в Минэкономики гранильные предприятия будут защищать свои заявки на потребное алмазное сырье. В октябре-ноябре Минэкономики уточнит с заинтересованными ведомствами план распределения продукции субъекта добычи. В декабре предшествующего года предстоит выдача нарядов в соответствии с планом поставки необработанных природных алмазов российским перерабатывающим предприятиям. Субъект добычи в плановом году осуществляет поставки в количестве, ассортименте и по ценам в строгом соответствии с нарядами, выдаваемыми Минэкономики. Все это не плод фантазии автора, а прямое логическое следствие постановления правительства # 215 от 10 марта 2000 года.
Распределение государством продукции акционерного предприятия никак не вяжется с принципами рыночной экономики. Утверждения заместителя министра финансов, руководителя Гохрана Валерия Рудакова о том, что право распоряжения продукцией ОАО "АЛРОСА" федеральным Центром основано на государственном владении 32-процентным пакетом акций, противоречит федеральному закону, в соответствии с которым собственником добытой продукции является предприятие. Государство как собственник пакета акций может распоряжаться только своей долей дивидендов, но никак не продукцией. Распоряжаясь продукцией предприятия в экономических интересах других субъектов рынка, правительство нарушает и законы, и имущественные права владельцев 68% акций компании. Потери компании в результате внерыночного распределения продукции исполнительной властью оцениваются в 8-9 млрд. руб. ("НГ" от 10.02.2000). Прибыль, которую недополучает ОАО "АЛРОСА", является предметом чиновничьего передела и основной причиной криминализации алмазного бизнеса ("НГ-политэкономия", # 3, 2000). Несмотря на усилия многочисленных министерств и ведомств, контролирующих распределение, сортировку, сертификацию, оценку и движение бриллиантов и необработанных природных алмазов, объем нелегального их вывоза из страны весьма существен. Если в 1999 году по разнарядке правительства "АЛРОСА" реализовала на внутреннем рынке алмазов на сумму в 700 млн. долл., то нелегальный вывоз из страны президент компании Вячеслав Штыров оценил от 100 до 200 млн. долл.
Желание приложить руку к алмазам, похоже, начисто лишает логики действия правительственных чиновников. Нужно согласиться с Валерием Рудаковым, когда он критикует руководство ОАО "АЛРОСА" за его стремление развивать ограночное производство на дочерних предприятиях. По его словам, "чтобы бриллиантовая промышленность в России развивалась эффективно, должны быть равные условия для добросовестной конкуренции┘ Продавая "дочкам" сырье на льготных условиях, "АЛРОСА" лишает их мотивации хорошо работать". Можно ли в этом случае надеяться, что трогательная забота сонмища чиновников и льготы за счет государства и компании не лишат российских огранщиков "мотивации хорошо работать"?
Валерий Рудаков считает, что "у нас не очень разумное законодательство", но это он связывает с тем, что правительство Якутии забирает часть продукции по одной цене (ниже себестоимости. - В.С.) и тут же продает сырье "Де Бирс" по рыночным ценам. Но, похоже, он просто завидует республиканским чиновникам. Сам же руководитель Гохрана вопрошает: почему вверенной ему организации нельзя "взять кредит, купить алмазы и перепродать их, то есть стать участником этого рынка и зарабатывать, в том числе и для государства"?
Последние слова заместителя министра финансов - "в том числе и для государства" - можно рассматривать как оговорку, но она весьма примечательна, ибо выражает суть нынешней концепции развития алмазобриллиантового комплекса и его административно-нормативной базы - предоставить чиновникам возможность спекулировать драгоценными камнями и металлами не столько в интересах государства, сколько за счет государства и за счет - в данном случае - ОАО "АЛРОСА".
Новое постановление тем и интересно, что абсурдность существующего законодательства по регламентации оборота драгоценных камней делает явным - только чиновники, и только они имеют право определять - кому, сколько, каких алмазов и по какой цене должна поставить "АЛРОСА". Для защиты интересов государства им недостаточно функций полномочных представителей в руководящих органах нашего алмазного монополиста. Все они мечтают быть "участниками рынка", только так можно "заработать, в том числе и для государства".