ЛИЗИНГ как механизм финансовой аренды, а проще говоря - сдача в аренду оборудования - это одно из условий развития предприятий в современных условиях. Лизинг позволяет без больших разовых финансовых затрат приобретать в пользование необходимое оборудование - от швейных машин до пассажирских самолетов. По сути, это одна из форм инвестиций, позволяющая одним предприятиям значительно расширить спрос на свою продукцию, а другим ею воспользоваться.
Этот инструмент становится еще более значимым на тех рынках, где потребители испытывают недостаток средств для приобретения техники. Россия - один из них. В связи с этим зарубежные поставщики оборудования, заинтересованные в укреплении своих позиций в России, применяют лизинговые схемы как одну из основных мер по увеличению объемов продаж. Поскольку многие предприятия испытывают нехватку денежных средств и не имеют доступа к банковским кредитам, лизинг для них - это единственная возможность получить оборудование.
В период после кризиса 1998 года и на протяжении 1999 года лизинг прочно закрепился на российском рынке. И этому есть объяснение - из-за практически полного отсутствия банковского кредитования и значительного снижения внутренних инвестиций многие российские предприятия обратились к лизингу как к единственному реально доступному способу приобретения нужной техники. Это вызвало резкое увеличение спроса на лизинговые услуги и привело к значительному росту количества лизинговых компаний: за последний год их число увеличилось более чем на 50% и превысило тысячу. Правда, по данным группы развития лизинга Международной финансовой корпорации (МФК), доля лизинга в общем объеме внутренних инвестиций составляет 1,5%, или 427 млн. долл., в то время как в развитых странах - до 30%. В России лизинговые компании особенно активно кредитуют предприятия в сферах, где до кризиса преобладала импортная продукция. Сейчас в связи с тенденцией на импортозамещение значительно возросла потребность в лизинге оборудования малых и средних предприятий пищевой отрасли, полиграфической и автотранспортной.
Одна из главных проблем в осуществлении механизма лизинга является неразработанность правового регулирования. Например, возможность возврата лизингового имущества. Действующее российское законодательство не дает четкого ответа на этот вопрос. На практике лизингодатель не может вернуть свое имущество без решения суда, даже если оно явно было использовано неэффективно. Против него может быть даже возбуждено уголовное дело. Возврат оборудования в этих условиях возможен только при согласии той стороны, которая им пользуется. Другой путь - это создание лизингодателями условий, при которых лизингополучатель сам заинтересован в сотрудничестве. Наиболее показательный пример - это практика одной телефонной компании, специализирующейся на сдаче в аренду офисных телефонных станций. При неуплате денег за аренду она попросту дистанционно отключает оборудование.
Действующие на российском рынке лизинговые компании довольно трудно выстроить в один ряд, поскольку они очень сильно отличаются как по сферам деятельности, так и по поставленным целям. Наиболее крупные лизинговые компании - это те, которые созданы финансово-промышленными группами (ФПГ). Они являются структурными подразделениями своих учредителей, и их главная задача - оптимизация финансовых потоков и снижение налогов с самих ФПГ. Их учредителям всегда выгодней задействовать лизинговую схему, чем вкладывать деньги в свое же собственное производство напрямую. Например, к таким компаниям относятся "Ростелекомлизинг", сделки которой не так часты, но доходят до 50 млн. долл. От них в корне отличаются лизинговые компании, созданные муниципальными органами власти и находящиеся полностью на бюджетном финансировании. Одной из самых активных из них является "Московская лизинговая компания", учрежденная правительством Москвы. Она работает как коммерческая структура и предлагает потребителям по всей России любое оборудование. Ее сделки варьируются от предоставления в аренду кассовых аппаратов до операций объемом в 3 млн. долл. Основной целью таких компаний является развитие малого и среднего предпринимательства и осуществление муниципальных программ. На другом полюсе лизинговых услуг находятся полугосударственные или полностью государственные компании, действующие по отраслевому принципу. Крупнейшей из них является "Росагроснаб". Эту компанию очень трудно назвать лизинговой. По мнению экспертов группы по развитию лизинга Международной финансовой корпорации, несмотря на то, что "Росагроснаб" является крупнейшей в России компанией по объему операций и количеству филиалов, но по сути это распределитель бюджетных средств с крайне низким процентом возврата.
В нынешних условиях перед лизинговыми компаниями открываются огромные перспективы. И в ближайшем будущем конкуренция между ними в России маловероятна. Такая ситуация продлится до тех пор, пока существующий спрос будет значительно превышать предложение. Сейчас все лизинговые компании разместились по своим нишам и борьбы друг с другом не ведут.