0
1270
Газета Экономика Интернет-версия

18.03.2000 00:00:00

На грани вымирания

Тэги: промышленность, самолет


Авиаперевозчики все меньше пользуются самолетами российского производства.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

САМОЛЕТОСТРОЕНИЕ - это отрасль, которая не может существовать в чисто рыночных условиях. Во всех индустриальных странах, где развита эта отрасль - в США, Франции, Великобритании, - для нее созданы благоприятные условия в форме налоговых льгот, госгарантий инвестиций, развитой системы лизинга и др. Если российское государство не определится в своем отношении к авиастроению и не перейдет от слов к делу, то отрасль ждет вымирание. И без государственной поддержки эту проблему не решить. Авиастроению нужны не бюджетные средства, а государственные гарантии и улучшение налоговой среды. Это основные выводы, к которым пришли участники совещания, организованного Национальным инвестиционным советом (НИС). Тема мероприятия - "Стимулирование продаж авиационной техники российского производства". В диалоге приняли участие руководители крупнейших предприятий самолетостроения, руководители трех крупнейших банков - стратегических инвесторов отрасли, представители лизинговых компаний, действующих в области авиации, представители администраций регионов. Состоявшееся совещание НИСа - уже третье. Но в отличие от первых двух оно посвящено не рассуждениям о реформировании экономики в целом, а направлено на поддержку и решение конкретного вопроса - выводу авиастроения из кризиса и продвижению конкретных проектов в этой отрасли. По единодушному мнению участников совещания, развитие отечественного авиастроения способно стать реальным фактором экономического роста.

Итогом совещания стало обращение к и.о. президента председателю правительства Владимиру Путину, председателю Совета Федерации Егору Строеву и председателю Государственной Думы Геннадию Селезневу. В обращении говорится о двух главных проблемах на пути развития отрасли: отсутствии государственной поддержки и благоприятной налоговой среды. По приведенным выступающими фактам становится очевидно, что отрасль стоит на грани вымирания. Если до начала 1990-х годов в ней было занято 2,5 млн. человек и производились сотни самолетов в год, то сейчас занято около 700 тыс., а продажи гражданских самолетов сократились до 4 самолетов в 1999 году.

Как отмечали все присутствовавшие, и это было зафиксировано в обращении к высшим лицам государства, главной проблемой на пути расширения объемов продаж российских самолетов является отсутствие государственной поддержки - при том, что такая система существует у наших конкурентов в США и Западной Европе. Эта поддержка основана на государственных гарантиях по кредитам покупателям самолетов, когда государство гарантирует до 85% стоимости машин и позволяет покупателям и инвесторам направлять долгосрочные дешевые кредиты сроком до 15 лет. В то же время в России отсутствуют гарантии государства по инвестициям, что усугубляется еще и запретом Центрального банка на кредиты сроком более 5 лет. Всякая финансовая организация, которая отважится кредитовать новое производство или лизинг самолета более чем на 5 лет, станет нарушителем сразу четырех нормативов Центробанка.

Другой существенной проблемой, препятствующей эффективным продажам отечественных летательных аппаратов, является существующая в России система налогообложения. Себестоимость российских самолетов ниже аналогичных западных в 2-3 раза (например, стоимость Ил-96-300 составляет 25-30 млн. долл., а его западного аналога - Боинг-767-300 - около 70-80 млн.). Однако эти цифры не означают, что наши самолеты покупателю обходятся дешевле. Главные причины - непомерное налогообложение и неразвитая система продаж. Например, американская компания "Боинг", продающая около 400 самолетов в год, регистрирует свои лизинговые компании в странах с льготным налогообложением (Ирландия, Кипр, Бермуды и т.д.), что дает им чрезвычайное преимущество по сравнению с российскими конкурентами.

Проблемы отрасли многократно обсуждались на всех уровнях в правительстве в 1996-1998 годах, но реальных шагов по выходу из создавшейся ситуации предпринято не было. Основными инвесторами, которые в течение нескольких лет работают в сфере авиационной промышленности, являются Сбербанк, Внешэкономбанк и Национальный резервный банк. Главным объектом, вокруг которого объединились эти три банка, является проект Ил-96 М/Т, ставший предметом обсуждения на совещании, и Национальному инвестиционному совету принципиально важно, чтобы проект Ил-96 М/Т стал первопроходцем в решении вопросов о государственной поддержке авиастроителей и помог выстроить полный комплекс авиационного бизнеса.

На совещании прозвучала и определенная критика в адрес проекта. Наталья Филева, первый заместитель гендиректора авиакомпании "Сибирь", одного из главных потребителей продукции наших авиазаводов, считает, что продвигаемый проект финансирования Ил-96 неэффективен из-за слишком больших (для наших скромных пассажиропотоков) размеров машины. По ее мнению, пока подобные решения будут приниматься только производителями, ущерб аэрокомпаниям и в итоге пассажирам будет неизбежен.

Независимо от этих замечаний всеми собравшимися приняты общие требования к улучшению продаж отечественных самолетов и выводу российского самолетостроения из кризиса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
541
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2264
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1489
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1119

Другие новости