ПО СРАВНЕНИЮ с предыдущими годами 1999-й был относительно благоприятен для социальной сферы и рынка труда. Произошли положительные изменения: сократилось число безработных, существенно уменьшились долги по зарплате и пособиям. Это стало возможным в первую очередь за счет роста в промышленности и дополнительных доходов государства. Однако несмотря на все эти положительные тенденции, перед государством стоит задача первостепенной важности. Она связана с переходом к новой стратегии в этой области.
Практика последних лет - упование на то, что рынок труда - это саморегулирующийся механизм, он сам все расставит по местам - оказалась ошибочной. Отказ государства от активной политики на рынке труда (создание новых рабочих мест, условий для их появления, контроль за заработной платой и социальными отчислениями) постоянно порождал напряженные ситуации в "социалке". Невыплата месяцами зарплат и многочисленные стачки за эти годы стали обычным явлением. Однако в последнее время и общество, и власть начали понимать необходимость активного регулирования рынка труда. Причем регулирование должно происходить при создании жестких правил как для работодателей, так и для работников. Резкая критика, прозвучавшая 9 февраля в адрес Министерства труда и социального развития со стороны заместителя председателя правительства Валентины Матвиенко показывает, что в правительстве уже начали осознавать основные направления деятельности в этой области. В частности, Минтруд подвергся критике за пассивность в законотворческой деятельности, слабую исполнительскую дисциплину и факты нецелевого использования бюджетных средств. Вице-премьер выделила одно из главных направлений в деятельности министерства - выработку концепции государственной политики в области заработной платы. В свою очередь, министр труда Сергей Калашников обозначил целую серию проблем, стоящих перед министерством. Им было сформулировано 12 основных задач, которые необходимо решить в 2000 г. Эти задачи можно сгруппировать по блокам. Первый блок - законотворческая деятельность министерства, касающаяся зарплат, пенсий, трудовых отношений и страхования. Здесь необходимо не только создание нормативных механизмов для обеспечения цивилизованных взаимоотношений работника и работодателя, что позволит предотвращать возникновение многих конфликтов и четко разграничить сферы ответственности как работодателей, так и работников. Второй блок касается увеличения минимальной и средней заработной платы. Третий блок - повышение эффективности социального обслуживания путем проведения адресной социальной помощи и создания единой системы по всей стране. И, наконец, четвертый блок связан с проблемой занятости. Это не только создание 3,5 млн. новых рабочих мест и 50 тыс. видов малого бизнеса. Проблема заключается в том, что, по признанию самого Калашникова, управление рынком труда фактически сейчас не работает. По словам министра труда, мы находимся в условиях нерегулируемого брожения на рынке труда, когда полтора миллиона официальных безработных и два миллиона вакансий не могут найти друг друга. Остается непонятным, чем же тогда занималось министерство все предыдущие годы. Неужели понадобилось девять лет, чтобы осознать, что правительственная политика является определяющей в этой области и без создания единой информационной базы и регулирования трудовых потоков ситуация к лучшему не изменится? На практике уже показано, что активность Минтруда в проведении конкретных программ значительно способствует снятию социальной напряженности. Такой простой пример, как общественные работы в Чечне, когда сами чеченцы за реальную зарплату будут отстраивать свою республику. Это значительно улучшит социальное положение в регионе и будет способствовать его возрождению.
Министру труда и социального развития и многочисленному аппарату ведомства предстоит огромный объем работы, но отрадно уже то, что Сергей Калашников осознал роль, которую Мин-труд должен играть в этой сфере.