0
1942
Газета Экономика Интернет-версия

02.02.2000 00:00:00

Государственное регулирование в ТЭКе

Зия Бажаев

Об авторе: Зия Юсупович Бажаев - президент ОАО "Группа Альянс".

Тэги: ТЭК, энергетика


РУБЕЖ 2000 года для топливно-энергетического комплекса России, как и для всей страны, является во многом определяющим. За 90-е годы в ТЭКе накопились проблемы и противоречия, требующие незамедлительного решения. Масштаб этих проблем и противоречий таков, что их решение сегодня в значительной степени зависит от того, насколько активной в этом процессе будет роль государства. Анализ нынешней ситуации позволяет не только подчеркнуть необходимость усиления воздействия со стороны государства на ТЭК, но и наметить основные направления и рычаги этого воздействия.

Показатели ТЭКа за 1999 год на первый взгляд не плохи. Суммарный объем физической продукции нефтяной, газовой и угольной промышленности составил 990 млн. тонн в нефтяном эквиваленте против 980 в 1998 году. При этом в угольной отрасли наблюдался заметный рост, в то время как "Газпром" был вынужден сокращать добычу. Некоторый прирост нефтедобычи обеспечили главным образом "Сургутнефтегаз" и совместные предприятия, в то время как по некоторым ведущим компаниям произошло существенное падение.

В истекшем году продолжалась также дифференциация предприятий ТЭКа по уровню рентабельности. Относительно высокую доходность демонстрирует нефтяная отрасль, лидеры которой "Сургутнефтегаз" и "ЛУКОЙЛ" получили прибыли на порядок выше, чем за 1998 год, то есть довели их до уровней, сопоставимых с прибылями транснациональных нефтяных компаний. Одновременно многие другие нефтяные компании так и не смогли ликвидировать накопленные задолженности.

Доходность угольной отрасли осталась в среднем на прежнем уровне, хотя и здесь усредненные данные скрывают существенные различия между предприятиями. Прибыли предприятий электроэнергетики и особенно газовой промышленности по сравнению с 1998 годом заметно сократились.

Сразу можно отметить, что за счет сдерживания цен на продукцию и услуги естественных монополий достигалось сокращение издержек в других секторах промышленности. Уже из этого следуют вопросы: как оценить наблюдаемую дифференциацию и диспаритеты с точки зрения интересов общества? Каковы должны быть приоритеты государства в ТЭКе - "локомотиве" российских реформ, "главной опоре" экономики страны? Какие общие задачи должна ставить перед собой Россия, бывшая сверхдержава, которая, как отметил в своей программной статье и.о. президента, на пороге нового тысячелетия может оказаться отброшенной, туда, где находилась 200-300 лет назад.

Для ответа на эти вопросы необходимо более четко выделить проблематику ТЭКа. Остановимся подробнее на нефтяной отрасли как относительно благополучной (и при том "популярной", традиционно привлекающей к себе внимание общественности).

Первая очевидная проблема нефтяного комплекса - ресурсная, или, попросту говоря, проблема проедания запасов. Государство фактически устранилось из сферы организации геолого-поисковых и разведочных работ, основная тяжесть которых сместилась на нефтяные компании. Объемы этих работ явно не достаточны, и номинальный прирост запасов уже пять лет не компенсирует их выбытия (добычи). В 1999 году прирост достиг лишь двух третей добычи. На деле требуется, чтобы приращивалось вдвое больше, чем добывается, потому что первоначальные оценки не всегда верны, а коэффициент извлечения при нынешних технологиях составляет 0,3-0,4.

Крупнейшее из открытых в прошлом году месторождений содержит менее 10 млн. тонн. Запасы приращены по большей части в Западно-Сибирском регионе. На этот, а также Урало-Поволжский регион, то есть старые районы нефтедобычи, приходится и основной объем работ по глубокому поисковому бурению. Между тем на открытие месторождений-гигантов вполне можно надеяться в неразведанных регионах Восточной Сибири и на шельфах морей. Но средств на поисковую разведку, последующее создание инфраструктуры, обустройство месторождений на новых территориях и акваториях у нефтяных компаний нет.

Проблема ресурсной базы обостряется тем обстоятельством, что требования рациональной разработки месторождений противоречат краткосрочным коммерческим интересам компаний. Выборочная отработка наиболее продуктивных запасов, вывод малодебитных скважин из действия и за баланс приводят к нарушению схем разработки и в итоге - к безвозвратной потере запасов.

Конечно, эти вопросы прописаны в лицензионном соглашении, и существует возможность отзыва лицензии у нарушителя. Но для этого нужен соответствующий инструментарий. Ведь потребуется организовать тендер, поддерживать работу промыслов, пока не появится новый пользователь, то есть уже сейчас нужно иметь наготове кадры и деньги. Сегодня, помимо территориальных геолкомов и ряда предприятий ("Тендерресурс" и некоторые другие), у государства соответствующих инструментов нет.

Проблема инвестиций - центральная для нефтяного комплекса. В 1999 году продолжалось сокращение инвестиций, составившее в среднем 10% в рублевом исчислении. Цифра весьма удручающая, если учесть, что треть всех инвестиций приходится на единственный "Сургутнефтегаз", нарастивший собственные капиталовложения вдвое. Если их исключить, то выходит 40-процентное сокращение инвестиций! Иными словами, большинство компаний не реинвестировали выросшую выручку в производство.

Всего за 90-е годы инвестиции в нефтяную промышленность сократились в 7-8 раз, в целом инвестиции в реальный сектор сократились в 5 раз - обстоятельство, которое требует особого внимания. За этот же период средние дебиты нефтяных скважин упали с 11,6 до 7,2 тонн в сутки, то есть до уровня, близкого к порогу рентабельности при действующей налоговой системе. Поскольку многие разрабатываемые месторождения вступают или давно вступили в стадию естественного падения добычи, а вводимые в разработку запасы являются трудно извлекаемыми, в ближайшие годы потребуется многократное увеличение инвестиций. Срок действия вложений, произведенных в 80-е годы, истекает. Однако, как мы видели, компании сокращают вложения. Что надо сделать, чтобы они вкладывали деньги? На мой взгляд, здесь важен такой момент.

Нефтяной сектор при его повышенной капиталоемкости и инерционности производит продукцию, спрос на которую стабилен. Нефть обеспечивает доход на очень продолжительный срок и дает возможность громадного его роста, если достаточную часть этого дохода реинвестировать в производство. Сейчас, если "нефтяные" деньги изымаются из нефтяного сектора, изымаются и государством ради пополнения бюджета, и многими частными хозяевами компаний, поскольку последние не уверены в последующих действиях государства и предпочитают вкладывать деньги туда, где они оборачиваются быстрее и (или) лежат надежнее. Лишь немногие - как "Сургутнефтегаз", совладельцами которого являются в основном сами нефтяники, твердо решили вырасти в компанию, подобную "Шелл" (начало которой как нефтяной компании было положено в 70-е годы XIX века, когда Маркус Сэмюел начал торговлю российскими нефтепродуктами на Дальнем Востоке; сегодня "Шелл" является одним из крупнейших по активам, объемам продаж и прибыли предприятий мира).

Что же необходимо сделать, чтобы побудить компании вкладывать деньги в развитие производства? Во-первых, государство должно опираться на - и поощрять - тех отечественных и, может быть, также зарубежных промышленников, которые взялись за нефтяное дело всерьез и надолго. Во-вторых, необходимо создать такой деловой климат, при котором в реальном секторе будут успешно работать не только лидеры-гиганты, но и простые труженики. В-третьих, необходимо наличие в распоряжении государства соответствующих механизмов принятия чрезвычайных мер для локализации и предотвращения предкризисных и кризисных ситуаций. Наконец, в случаях, когда нефтяная компания показывает результаты стабильно ниже среднего, это должно быть поводом к постановке вопроса о замене неэффективных менеджеров и (или) собственников.

Недра - общенациональное достояние. Возможность ренационализации собственности неэффективного недропользователя (со справедливой компенсацией) должна быть не только признана, но и применяться в случае необходимости. Например, в новейшей истории Великобритании мы можем наблюдать чередование приватизации и ренационализации, и это нормально. Ненормально, на мой взгляд, когда в общественном сознании все издержки приватизации и последующий передел собственности между частными владельцами приняты как данность, в то время как национализацию (из чисто идеологических, но не экономических соображений) подают как нечто заведомо неприемлемое.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1309
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
830
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
592
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
824

Другие новости