0
1071
Газета Экономика Интернет-версия

21.01.2000 00:00:00

Только повод, а не причина

Тэги: производство


Сергей Митин.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

- СЕРГЕЙ ГЕРАСИМОВИЧ, какие тенденции в машиностроении можно отметить за последний год?

- Хотелось бы сказать о наблюдаемой впервые за последние годы тенденции. Это изменение в структуре производства промышленной продукции в сторону увеличения перерабатывающих отраслей. Так, если в начале 1999 года доля машиностроительной продукции в структуре промышленного производства составляла 17,6%, то к концу года увеличилась до 18,4%. Причем следует отметить, что это произошло при общем увеличении объема промышленного производства.

На деле это означает, что наша экономика начинает переход к развитию более технологических отраслей промышленности, в число которых входит и машиностроение. Следует сказать, что в развитых индустриальных странах доля машиностроения занимает до 50% общего объема промышленного производства.

- А есть основания для продолжения этой тенденции в 2000 году?

- Да, есть. Анализ прогноза развития экономики в ближайшие годы показывает, что опережающими темпами будут развиваться отрасли, ориентированные на высокие технологические переделы продукции. По уточненным данным, в 2000 году при общем росте выпуска промышленной продукции в 4%, более высокими темпами будет развиваться химическая и нефтехимическая промышленность (105%), машиностроение и металлообработка (105,5%). В результате в 2000 году до 46,1% снизится доля топливно-сырьевых отраслей.

- Однако некоторые эксперты полагают, что те факторы, которые стимулировали рост производства промышленной продукции, и прежде всего девальвация рубля, уже исчерпали себя.

- Безусловно, эффект девальвации - это достаточно серьезное условие для обеспечения роста производства, который происходит прежде всего за счет снижения потребления импорта. Наши показатели это подтверждают: с января по октябрь 1999 года импорт всей продукции уменьшился на 37%, по сравнению с тем же периодом 1998 года. Если говорить об оборудовании, то его за тот же период ввезено меньше на 40,5%. В общем объеме импорта доля машин и оборудования в октябре 1999 года составила 27,4%, а за тот же период 1998 года - 39,1%. При этом следует иметь в виду, что у нас в запасе достаточно развитые производственные мощности практически во всех отраслях промышленности. Если в предприятиях, выпускающих легковые автомобили и автобусы, задействовано 80-84% мощностей, то выпускающих станки, трактора, паровые турбины только 10-18%. Таким образом, в условиях преимуществ в ценовой конкуренции, которые получили наши предприятия, девальвация дала возможность увеличить объемы производства за счет роста потребительского спроса. Учитывая наличие свободных мощностей, больших инвестиций не потребовалось.

Другим важнейшим фактором явилась деятельность самих предприятий, направленная прежде всего на повышение конкурентоспособности своих изделий с точки зрения их потребительских свойств. Предприятия провели комплекс мер, направленных на снижение своих издержек, и использовали преимущество в формировании низкой цены, которое дает девальвация. Большое влияние на снижение себестоимости продукции будет оказывать повышение производительности труда, которое, как и вопрос качества продукции, невозможно без широкого привлечения инвестиций, замены технологического оборудования, новых технологий, новых методов управления производством и т.д. Задача Министерства экономики состоит в определении тех отраслей, которые эффективны и могут быстро вернуть вложенные средства.

- И какие подотрасли машиностроения наиболее перспективны для инвестиций?

- Мы прежде всего ориентируемся на развитие инвестиций в автомобильную промышленность. Во-первых, она занимает превалирующее положение в самом машиностроительном комплексе - это более 30% производства. Во-вторых, и мы не раз об этом говорили, уровень автомобилизации, то есть количество автомобилей на одного жителя в стране в четыре раза ниже, чем в Западной Европе и в шесть раз ниже, чем в Соединенных Штатах. Учитывая протяженность наших дорог, а также то, что парк наших автомобилей решительно устарел, именно на этом рынке мы видим перспективу.

Весьма показателен тот факт, что за одиннадцать месяцев прошлого года производство в автомобилестроении выросло на 14,7%.

Сейчас здесь существует ряд серьезных проектов. Мы рассматриваем проект с "Фиатом" о создании совместного предприятия в Нижнем Новгороде (на базе ГАЗа), там планируется инвестировать до 800 миллионов долларов и создать предприятие по выпуску 120 тысяч машин. Уже подписано соглашение с фирмой "Рено" на сумму около 300 миллионов долларов. Такой же проект в Ленинградской области с "Фордом" на 200 миллионов инвестиций и 25 тысяч машин в год. Рассматриваем проект с "Фольксвагеном" в Ижевске по выпуску "Шкод". Кроме того, у нас есть поручение правительства разработать федеральную целевую программу развития производства автомобильных компонентов. Будем создавать ассоциацию производителей автомобильных компонентов. Перспективно в этом отношении тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, где объемы производства в прошлом году выросли на 59,2%.

Чрезвычайно интересны перспективы энергетического машиностроения. Сегодня в электроэнергетике России ресурсов не так уж и много. А учитывая возрастной состав оборудования, смело можно прогнозировать, что уже в ближайшем будущем могут потребоваться серьезные замены энергетических установок. Если не принять радикальных мер по вводу новых энергомощностей, то уже к 2005 году сокращение предложения электроэнергии составит 15%.

Напомню, что в период 2000-2005 годов примерно 17% АЭС выработают свой ресурс. Если говорить о ТЭЦ и ГРЭС, то здесь цифры тоже достаточно серьезные - в 1999 году достигли предельной наработки 14% мощностей. А к 2005 году этот показатель увеличится до 56%.

У нас достаточно большие мощности энергетического машиностроения, и они интегрированы в мировую экономику. Эта отрасль продолжает поставки особенно в страны бывшего соцлагеря, где энергетические установки в основном еще советского производства, Восточную Европу, Азию, частично Китай. Из всего экспорта машин и оборудования, поставленных в 1999 году на сумму более 7 миллиардов долларов, энергетическое оборудование составило около полутора миллиардов долларов - это около 20%.

То же и в станкостроении. Несмотря на то, что еще сохранены достаточно большие мощности, это оборудование уже устарело. Практически уже десять лет оно серьезно не заменялось. Но в станкостроительной промышленности, впервые за восемь лет, так же как и в сельскохозяйственном машиностроении, все-таки наметился небольшой, но рост.

- А какие еще подотрасли можно выделить как наиболее динамично развивающиеся и имеющие перспективы в 2000 году?

- Я думаю, что необходимо отметить электротехническую промышленность. Поскольку она производит комплектующие изделия, без нее ни станкостроение, ни сельскохозяйственное машиностроение, ни автомобильная промышленность не будут развиваться. К примеру, в автомобиле 25% себестоимости составляет электротехника и электроника. Кроме того, это отрасль, которая достаточно серьезно у нас представлена - есть заводы, производящие генераторы, электродвигатели, электрические машины. Данная отрасль, представлена и такими заводами, как Ярославский завод электрических двигателей, "Сарансккабель", "Подольсккабель", которые интегрированы в мировую экономику и могут поставить до 30-40% своей продукции на экспорт. Технология производства на этих предприятиях соответствует мировому уровню. Они уже захватили определенные рынки.

- А как вы оцениваете деятельность финансово-промышленных групп в развитии машиностроения? Уже появились весьма интересные проекты, скажем, "Донинвест", специализирующийся на производстве автомобилей.

- В этом отношении перед нами стоит большая задача. Во всем мире финансово-промышленные группы выпускают до 30% объема продукции. В России эта цифра в 1998 году составила менее 10%.

Надо учитывать, что в мировой экономике сейчас очень резко происходят процессы концентрации капитала. И если говорить совершенно открыто, то рынок, например, автомобилестроения захватывают шесть крупнейших мировых корпораций. Это "Дженерал Моторс", "Форд", "Тойота", "Фольксваген", "Фиат" и "БМВ". Практически все японские автомобильные компании, кроме "Тойоты" и "Хонды", заключили альянсы с североамериканскими или европейскими конкурентами.

- Может ли этот процесс нанести какой-либо ущерб нашим автомобилестроителям?

- Вряд ли здесь пока можно говорить об ущербе. Из 50 миллионов автомобилей, которые ежегодно производятся в мире, у каждой из этих корпораций примерно по 8 миллионов. И корпорация с годовым оборотом, превышающим 150-160 миллиардов долларов, естественно, может сконцентрировать свои финансовые, интеллектуальные, информационные ресурсы для решения технических проблем, разработки новых видов технологий, систем управления предприятиями. Это даст им возможность сразу захватить какой-то рынок, выпуская качественно новую продукцию, принципиально отличающуюся, например, от тех товаров, которые выпускают наши предприятия. И конкурировать нашему крупнейшему заводу ВАЗ с "Дженерал Моторс" будет достаточно сложно.

Поэтому уже сейчас очевидно, что либо нашим предприятиям придется входить с ними в какой-то альянс, то есть интегрироваться с ними, или идти своим путем, на который понадобятся огромные финансовые ресурсы. Хотим мы этого или нет, но интеграция на автомобильном рынке происходит, причем бояться здесь внедрения иностранных фирм в российскую промышленность не стоит.

Я вовсе не ратую за то, чтобы продавать наши заводы. Я говорю о необходимости принятия мер против явно надвигающейся угрозы, к которой приводит концентрация капитала за рубежом. Ведь такая ситуация не только в автомобилестроении. Это происходит и в тракторном, и в сельскохозяйственном машиностроении. Сейчас произошло слияние крупнейших фирм "Кейс" и "Нью холланд" - в результате появилась крупнейшая транснациональная компания с годовым оборотом 14-15 миллиардов долларов, которая активно присутствует на нашем рынке и собирается расширять здесь свою долю. То же самое происходит и в энергетическом машиностроении, в электротехнической промышленности и в других отраслях. Мы можем противодействовать им, лишь прибегая к концентрации капитала, и здесь могут выстоять только мощные финансово-промышленные группы и другие объединения. В министерстве создается рабочая группа, которая будет заниматься созданием интегрированных структур. У нас сегодня существуют ФПГ в машиностроении, функционирующие достаточно успешно. Вы назвали "Донинвест", который, кстати, построил в Таганроге автомобильный завод на свои собственные средства. В 1999 году завод выпустил около десяти тысяч автомобилей, а в 2000 году планирует порядка 40 тысяч.

Есть очень интересная финансово-промышленная группа "БелРусАвто". Мы создали эту группу из четырех ярославских предприятий (которые выпускают дизели, топливную аппаратуру к ним) и четырех минских предприятий, выпускающих автомобили. Это межгосударственная ФПГ, объемы производства в ней выросли на 40-50% за последний год.

Сейчас мы думаем о том, какие слияния можно провести в сельскохозяйственном машиностроении.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3130
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3513
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2565
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4531

Другие новости