РУКОВОДСТВО РАО "ЕЭС России" пригласило корреспондента "НГ" посетить Приморье, чтобы на месте ознакомиться с проблемами "Дальэнерго". Это было несколько неожиданным - хорошо известно негативное отношение председателя правления РАО Анатолия Чубайса к нашей газете. Группа московских журналистов должна была присоединиться к заместителю председателя правления Андрею Раппопорту, который летел во Владивосток на заседание возглавляемого им совета директоров "Дальэнерго".
Банальность программы поездки вызывала сомнение: на заседание совета директоров журналистов все равно не пускают, а с пресс-релизом можно ознакомиться и в Москве. В принципе здесь же можно получить полную информацию о ситуации в "Дальэнерго". Несмотря на некоторые сомнения в целесообразности поездки, приглашение РАО было принято.
Численность делегации Андрея Раппопорта (вместе с журналистами) не превышала двух десятков человек, тем не менее мы вылетели спецрейсом на Ил-62. За время полета легко можно было убедиться в том, что делегация делится на три равные группы: рабочую, журналистов и охраны. Для государственного менеджера такого ранга, как Андрей Раппопорт, последняя вроде бы не полагается. Причины столь необычного стремления привлечь внимание к рутинному деловому визиту и принятия нестандартных мер предосторожности (спецрейс, личная охрана) прояснились уже по дороге из аэропорта в город.
Машина генерального директора "Дальэнерго" Владимира Пешкуна была задержана на предмет поиска оружия и наркотиков. Как предполагает Андрей Раппопорт, оружие и наркотики должны были найти у него, но его самого в машине не оказалось. Организаторы провокации не предусмотрели, что гость с охраной поедет в другой машине, а исполнители действовали строго по инструкции. Здесь уместно напомнить, что во время августовского визита заместителя председателя правления во Владивосток вице-губернатор Константин Толстошеин открыто угрожал арестовать представителя РАО.
Суточный визит делегации РАО привлек чрезмерное внимание местных СМИ. Тон задал сам губернатор. В интервью местному телевидению цели визита он определил предельно просто - "эти сволочи" приехали провалить его на выборах в губернаторы. И тут же напомнил о стоимости спецрейса (на телеэкране - громадный Ил-62) и "своре" продажных московских журналистов, а также о том, как его, отца края, принуждают поднять тарифы на электроэнергию и тепло. Естественно, что, несмотря на раннее утро, москвичи улетали в плотном кольце местной прессы под оком телекамер двух местных каналов.
Вот в такой обстановке решаются энергетические проблемы края между местной администрацией и РАО "ЕЭС России". Все это не способствует деловому рассмотрению вопросов по безавральному прохождению зимнего пика в потреблении тепловой и электрической энергии. Причем обе стороны старательно возлагают ответственность друг на друга.
Действительно, край должен энергосистеме порядка 4 млрд. руб., из которых 1,2 приходится на Владивосток. На 14 декабря запаса мазута оставалось на 12 дней. Денег для закупки мазута за наличные нет ни у края, ни у города, ни у энергосистемы. У РАО имеется возможность поставить мазут из Ангарска и из Самары, но эти поставки могут поступить в край лишь после 26 декабря.
Камнем преткновения между сторонами выступают тарифы. РАО настаивает на необходимости их повышения на 10-15%, утверждая, что сейчас убытки "Дальэнерго" в годовом исчислении составляют 900 млн. руб. Естественно, что в крае это предложение было встречено в штыки. Масла в конфликт подлил первый вице-премьер Николай Аксененко, который потребовал от "Дальэнерго" снизить тарифы на все 30%.
Безумство взаимоотношений двух естественных партнеров особо проявилось в отказе администрации дать гарантии по беспроцентному государственному кредиту. Федеральное правительство выделило кризисным регионам более миллиарда рублей для пополнения запасов топлива на электростанциях до нормативного уровня. "Дальэнерго" на эти цели может получить кредит в 100 млн. руб. под гарантии администрации края. Формальность этого акта и отсутствие какой-либо угрозы для финансов края очевидны - деньги используются строго по назначению, а сам кредит наверняка будет погашен за счет задолженности энергетикам организаций и предприятий федерального подчинения. Тем не менее "Дальэнерго" гарантий по кредиту от администрации так и не получило.
В ходе пребывания во Владивостоке заместителя председателя РАО предполагалась встреча с одним из вице-губернаторов края по вопросам погашения задолженности и тарифной политики. Однако эта встреча не состоялась из-за якобы чрезмерной занятости ответственного по ТЭКу вице-губернатора Юрия Лихойды. Перечень претензий РАО "ЕЭС России" к администрации края этим не исчерпывается.
В то же время обоснование убыточности работы "Дальэнерго" исключительно заниженными тарифами на электроэнергию выглядит не очень убедительно. Конечно, трудно согласиться с тем, что 14 самых платежеспособных, экспорториентированных и энергоемких предприятий края получили от РЭК самые льготные тарифы. Но бросаются в глаза большие потери в сетях, что означает просто разворовывание более чем 20% электроэнергии.
Представители РАО объясняют высокую себестоимость электроэнергии тем, что добыча местных бурых углей весьма дорога, и при сжигании для подсветки требуется много жидкого топлива. Местного топлива все равно не хватает, и приходится завозить угли из Нерюнгри и даже из Кузбасса, причем энергетики утверждают, что это экономически более выгодно. Однако вполне очевидно, что экономикой поставок топлива в РАО "ЕЭС России" управляет не рубль, а бартер. Хотя в 800 километрах работает Хабаровский НПЗ, мазут почему-то поставляется из Ангарска и Самары, удлиняя плечо поставок соответственно в пять и десять (!) раз. Угли Нерюнгри не уступают кузбасским углям, но вдвое ближе к Приморью. Так что снижение себестоимости за счет сокращения дальности поставок вполне реально, ведь транспортная составляющая в себестоимости весьма велика. Даже в советские времена мазут из Самары продавали на европейском рынке, а для дальневосточных станций закупали его в Юго-Восточной Азии, а не везли через всю страну.
Из объяснений энергетиков можно было понять, что убыточность "Дальэнерго" обусловлена высокой стоимостью (в полтора раза дороже собственной) электроэнергии, закупаемой компанией у ЛуТЭКа, другой дочерней структуры РАО, расположенной на севере края. ЛуТЭК - ущербное дитя модного ныне поветрия по созданию электроугольных компаний. Для модернизации угольной отрасли выделяются централизованные субсидии, а Лучегорский разрез, который вместе с Приморской ГРЭС образует ЛуТЭК, вроде бы уже к этой отрасли не имеет никакого отношения. А у РАО на это денег нет, как нет денег на завершение первой очереди Уссурийской ТЭЦ и модернизацию основных фондов электростанций довоенной постройки.
Во всей истории поездки Андрея Раппопорта во Владивосток просматривается столь же много амбиций обеих сторон, сколь мало желания вникнуть в сущность проблем и найти взаимоприемлемые пути их решения. Поэтому неудивительно, если топливно-энергетическая система Приморья будет постоянно находиться в предаварийном состоянии.
Владивосток-Москва