НЕДАВНО в Москве состоялось учредительное заседание Национального инвестиционного совета (НИС). Событие весьма примечательное - российские банкиры и промышленники пытаются взять в свои руки формирование инвестиционного климата в стране.
До сих пор решением проблемы инвестиций в российскую экономику занималось исключительно правительство. В силу непрерывной чехарды в руководстве экономического блока правительства чиновники только и делали, что декларировали свое желание создать благоприятный инвестиционный климат в стране. Два министра экономики - Евгений Ясин и Яков Уринсон завалили правительство отраслевыми программами и концепциями развития, которые по своей структуре напоминали столь часто склоняемые госплановские программы с одним существенным изъяном - авторы не указывали источников финансирования.
Все это, естественно, не могло заменить собой сколь-нибудь ясной промышленной политики, а на деле означало лишь передачу решения проблемы на Консультативный совет по иностранным инвестициям при правительстве РФ. В полной уверенности, что Запад нам поможет, Запад нас научит.
Хотя в совете председательствовал премьер-министр, а сам орган вроде бы был российский, всю работу в нем взяли на себя лоббисты западных компаний. Масштабности и последовательности в лоббировании своих интересов у них стоит поучиться. Об этом убедительно свидетельствуют отчеты заседаний совета.
В многочисленных секциях совета разрабатываются предложения по вопросам административного и хозяйственного права, налоговой политике и тому подобному. Ведущие экономические министерства в первые годы реформ были переполнены иностранными советниками и консультантами, которые, если очень хотелось, могли снимать российских министров. Многим памятна судьба председателя комитета госимущества Владимира Полеванова. Теперь лоббирование их интересов осуществляют российские граждане. Члены, а то и руководители различных экспертных советов при министерствах не скрывают своего "партнерства" с крупнейшими зарубежными консалтинговыми фирмами. Среди таких партнеров есть бывшие заместители министров, советники и помощники премьеров и вице-премьеров. Как говорится, куплены на корню.
Однако раскрутить российскую бюрократическую машину даже такая армия лоббистов не могла. А зачем существует МВФ? Большинство его программ для России - это предписания по исполнению рекомендаций иностранных членов Консультативного совета. Предписания содержали указания президенту - не позднее такого-то срока он должен подписать соответствующий указ, правительству - принять постановление, Госдуме - закон. В случаях, когда желания не укладывались в структурные реформы, а аппетиты на самые лакомые куски российских природных ресурсов, такие, как шельф Сахалина, были нестерпимыми, подключались Клинтон и Гор. В результате иностранные инвесторы имеют преимущества перед российскими, а сахалинский шельф давно поделен американскими компаниями, впрочем, не только он.
Сам факт попытки создать НИС говорит о глубоких изменениях в экономике страны за последние годы. Прежде всего о том, что внутри страны сформировался капитал и он жаждет приложения. Всероссийские правительственные пирамиды ГКО, ОФЗ, ОВВЗ как минимум три года отваживали его от реального сектора экономики. Пирамиды, а вслед за ними и рубль рухнули. Теперь играть не во что. Банкирам держать депозиты в ЦБ - себе в убыток. Открыт один путь - в реальный сектор экономики, который задыхается без кредитов.
Поэтому не случайно инициатива создания НИС принадлежит банкирам, а среди учредителей представлены практически все крупнейшие банки, относительно благополучно пережившие прошлогоднее августовское потрясение. В списке учредителей: руководители промышленных объединений, главы ряда субъектов Федерации, директора академических институтов, главные редакторы некоторых центральных газет.
НИС - это некоммерческая организация Фонд "Национальный инвестиционный совет". Цели фонда - содействовать улучшению инвестиционного климата в стране, повышению конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, мобилизации научно-производственного потенциала для осуществления социально значимых экономических проектов.
Среди ближайших задач НИС - формирование организационно-функциональных органов фонда, вычленение основных проблем реального сектора экономики и установление тесного сотрудничества со структурами законодательной и исполнительной власти для их решения.
На учредительном заседании президентом правления НИС избран президент, председатель правления Национального резервного банка Александр Лебедев, председателем попечительского совета фонда - директор Института международных экономических и политических исследований РАН, академик Александр Некипелов.
Как видим, НИС претендует стать серьезным и авторитетным лоббистом всей российской экономики. До сих пор многочисленным союзам и ассоциациям, даже такому мощному, как РСПП, эта роль оказалась не по плечу. В принципе подобная организация должна обладать в глазах правительства более значимым авторитетом, чем Консультативный совет по иностранным инвестициям. Заботиться об эффективном приложении отечественного капитала надлежит его рачительным хозяевам, а не иноземным лоббистам вкупе с ненасытными чиновниками.