Своевременная профилактика может существенно снизить число бездействующих скважин. |
В НАЧАЛЕ ноября премьер-министр правительства РФ подписал постановление "О мерах по вводу в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся на консервации скважин на нефтяных месторождениях". По данным Минтопэнерго, на март нынешнего года в России было 130 тысяч действующих скважин и более 35 тысяч бездействующих. Постановление правительства, направленное против этого негативного явления, освобождает добывающие компании от акцизов, регулярных платежей за недра и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при добыче "нефти, из введенных в эксплуатацию бездействующих и контрольных скважин и скважин, находящихся в консервации на 1 января 1999 года, за исключением новых скважин, находящихся в ожидании освоения после бурения".
Несомненно, что проблема есть, но также очевидно, что, казалось бы, правильное и настоятельно необходимое в других условиях решение у нас оказалось непродуманным и несвоевременным.
Дело в том, что в нефтяном хозяйстве страны чрезмерно большое количество бездействующих скважин - более 20%. В мировой практике этот показатель обычно не превышает единиц процентов общего парка скважин. Основная причина такой аномалии лежит совсем не в налоговой системе, а в безмерной либерализации правил недропользования, полной бесконтрольности выполнения лицензионных обязательств. Как утверждает руководство Министерства природных ресурсов, в 80% случаев недропользователи нарушают или лицензионные обязательства, или существующее законодательство. Порой с выдачей лицензии так торопятся, что забывают составить соответствующее соглашение, уточняющее условия недропользования на конкретном месторождении.
Законодательством никак не ограничено право недропользователя на раскройку лицензионных участков и перераспределение их среди новых юридических лиц. Процесс дележки, как правило, автоматически (достоинство либерализации недропользования!) сопровождался выдачей новых лицензий, легализующих права новых владельцев. Между тем о выполнении прежних лицензионных обязательств никто даже не вспоминал.
Подобная свобода в недропользовании и является основной причиной глубокого кризиса в топливно-энергетическом комплексе. Не выполняются инвестиционные обязательства. Именно поэтому на более чем половине эксплуатирующихся месторождений не достигнута проектная мощность, нарушаются установленные уровни добычи. Дележка лицензионных отводов приводит к тому, что на значительной части месторождений идет выборочная их разработка и добыча на лучших участках, а на худших сокращается действующий фонд эксплуатационных скважин.
При дележке первоначальных отводов как-то забывают о необходимости изменений налогового режима. Во многих случаях величина налоговых платежей и сборов при добыче природных ресурсов определяется исходя из параметров месторождения. То есть единый налоговый режим действует на всем лицензионном отводе как едином целом. Таким образом, при дележке первоначального отвода и неизменности налогового режима на лучших участках имеет место сверхприбыль, а на худших создается заведомая убыточность. Остается только заметить, что лучшие участки обычно уходят в совместные предприятия островных государств и туда же, естественно, львиная доля прибыли.
Процесс передела в недропользовании начался давно, когда нефтяная отрасль находилась в достаточно льготных условиях, особенно в первые годы рыночных реформ. Однако постепенно, по мере последовательного увеличения ставки акциза и снижения мировых цен, положение в нефтяной отрасли ухудшилось. За 1997 и 1998 гг. цена на нефть снизилась вдвое и упала до 75-80 долларов за тонну.
Нужно иметь в виду, что две трети российской нефти добывается на 193 из 1120 разрабатываемых месторождений. Более трех четвертей месторождений являются мелкими и очень мелкими. К концу 1998 г. при сложившейся ценовой ситуации на мировом нефтяном рынке более половины наших месторождений оставались бы нерентабельными даже при отмене всех налогов. Таким образом, в конце прошлого и начале нынешнего года подобное постановление правительства было бы вполне уместно. Но с февраля цена на нефть резко пошла вверх - с 9 долларов она поднялась до 24 долларов за баррель. То есть актуальность постановления в настоящий момент гораздо меньше, чем год назад. Не исключено, что сложившаяся в настоящее время в России система сборов, платежей и налогов на нефтедобывающие предприятия требует совершенствования. Нареканий в ее адрес много. Однако все меры по ее совершенствованию должны быть комплексными, а обсуждаемое постановление имеет явно односторонний характер.
Применяемые в мировой практике системы налогов и сборов в нефтедобыче базируются на комплексном подходе. Этот принцип применяется как при использовании специального налогового режима (например, СРП), который здесь не обсуждается, так и при исчислении налогов и сборов, обычных для недропользования. В практике нефтедобычи одна система исчисления налогов базируется на технико-экономических показателях месторождения в целом, а другая строится на учете дебита каждой скважины. В последнем случае исчисление налогов находится в зависимости от уровня рентабельности добычи нефти: низкодебитные скважины могут быть полностью освобождены от налогов, но с продукции высокодебитных скважин должен взыматься налог на сверхприбыль.
Принятое правительством постановление в налоговом плане весьма невнятно. Дело в том, что поскважинное налогообложение в основном применяется на выработанных месторождениях. В нашем случае постановление освобождает малодебитные участки, образовавшиеся в результате передела лицензионных отводов, от налогов и в то же время позволяет компаниям сверхприбыль, полученную на лучших участках, оставлять себе.
Кроме того, необходимо осознать, что консервация скважин происходила до февраля-марта текущего года, то есть рентабельность рассчитывалась на базе уровня цен того периода. Так как данное постановление лоббировалось около двух лет, а вероятность его утверждения правительством была велика, то нефтяные компании не торопились с введением в действие скважин, хотя при нынешнем росте цен в два с половиной раза эксплуатация большей части бездействующих скважин стала рентабельной и при существующей системе налогов.
В результате постановление начисто лишилось экономического критерия при предоставлении налоговых льгот. Понятия "рентабельность добычи" и "дебит" скважины в постановлении отсутствуют. Более того, система отбора скважин, подпадающих под действие постановления, весьма туманна. Если отнесение данной скважины к категориям "законсервированной" или "контрольной" имеет документальное, заверенное государственными органами подтверждение, то под определение "бездействующая" при желании можно отнести любую скважину, которая на данный момент простаивает. А бездействовать могут и высокодебитные, и высокорентабельные скважины.
Непонятны основания для включения "контрольных" скважин в льготный перечень. Существование этих скважин предусмотрено технологическим процессом. Издержки на их функционирование относят на себестоимость добычи на всех других скважинах. Контрольные скважины имеются и на лучших участках, а там их дебит мало чем уступает дебиту эксплуатационных скважин. То есть освобождение этой категории скважин от налогов - необоснованная добавка в карман компании.
Как видим, новое постановление правительства открывает долларовый фонтан для нефтяных компаний. Что и говорить, щедрый подарок преподнесло правительство нефтяным компаниям в преддверии выборов.