Города Ярославской области задыхаются от автомобильных выхлопов.
Ярославская область сегодня входит в первую десятку неблагополучных регионов России по уровню онкологических заболеваний. На учете в местном онкодиспансере находятся более 20 тыс. больных. Каждый год фиксируются 4–5 тыс. случаев заболевания раком. Более 3 тыс. ярославцев ежегодно умирают с диагнозом «онкологическое заболевание».
По мнению специалистов, среди главных причин этой нарастающей беды плохая экология (следствие концентрации в регионе предприятий химии и нефтехимии и увеличения количества автомобилей), а также некачественные вода и пища. Ярославцы, по сути, оказались заложниками быстрого развития экономики и промышленности региона.
Сперва просвещать, а потом лечить
Как сообщил корреспонденту «НГ» главный врач областного онкологического диспансера Вячеслав Ухарский, в 2003 году в регионе было выявлено 376 случаев заболевания раком на 100 тыс. населения, что превышает общероссийский уровень. На первом месте по заболеваемости находится рак кожи, на втором месте у мужчин – рак легких, трахеи и бронхов, а у женщин – рак молочных желез.
За последние 10 лет общая заболеваемость злокачественными новообразованиями в области выросла на 13,7%, а смертность – на 6,7%. При этом около половины умирает в течение года после установления диагноза. Особенно неблагополучна статистика среди больных раком легких – только одна треть из них подлежит оперативному лечению. Причины тому – отмена обязательных профилактических осмотров населения.
Ярославские врачи могут лечить больных, то есть бороться с последствиями заболевания и просвещать население. Но остановить темпы индустриализации, закрыть предприятия химии, ограничить поток автотранспорта, очистить реки и обеспечить людей здоровой пищей им не под силу.
– Сейчас мы излечиваем около 50 процентов больных, на Западе эти показатели достигают 75 процентов, – заявил Вячеслав Ухарский корреспонденту «НГ». – Основные наши действия направлены на пропаганду и санитарно-просветительскую работу, чтобы население шло обследоваться в больницы, и на усиление диагностики.
За последние несколько лет в онкодиспансер закуплено уникальное эндоскопическое оборудование и томограф. Есть техника для проведения эндоскопических операций по удалению опухолей, после которых следует практически полное выздоровление пациентов. Совсем недавно здесь купили современный аппарат для лучевого лечения больных, а для больницы Рыбинска приобрели новый маммограф для диагностики рака молочной железы.
Главная цель приобретения дорогостоящего оборудования – диагностика онкологических заболеваний на ранних стадиях, когда можно вылечить до 90% пациентов. При этом государству лечение рака на ранних стадиях обходится в 10–20 раз дешевле, чем, как правило, малоэффективные, но дорогостоящие способы лечения больных на III или IV стадии заболевания. Успехи здесь есть – количество выявленных больных раком на первых двух стадиях увеличилось на 15%, но все равно большая часть онкобольных попадает в поле зрения медиков в более тяжелом состоянии.
– Мощность онкологической службы области отстает от потребностей – у нас 50-процентный дефицит коек. Часть больных лечится в общегородских больницах, где им в основном делают хирургические операции. Адекватное лечение получает только половина больных раком, – утверждает главный врач онкодиспансера.
Невозможная среда обитания
На недавней Всероссийской онкологической конференции отмечали, что основными факторами, вызывающими рост заболеваемости раком, являются нарушения экологии в большинстве субъектов РФ. Данные экспертов Всемирной организации здравоохранения подтверждают эти выводы – 75–90% таких заболеваний являются результатом загрязнения окружающей среды. Это касается и Ярославской области.
В Ярославле сконцентрировано много химических производств – НПЗ, «Техуглерод», шинный и моторный заводы, асбестовые и лакокрасочные производства. Область входит в двадцатку самых промышленно развитых регионов России. Не случайно наибольшее количество больных раком регистрируется в Ярославле, Рыбинске и Переславле – наиболее развитых городах области.
Расположенные здесь предприятия дают существенную долю ВВП области, стабильно платят налоги и обеспечивают людей высокой зарплатой. И если в Европе постепенно сокращают производство технического углерода из-за его негативного влияния на экологию, то в Ярославле такая постановка вопроса нереальна. При этом «Техуглерод» производит более половины своей продукции на экспорт, что уже привлекло внимание Еврокомиссии.
Врачи-онкологи отмечают, что работники химических и нефтехимических предприятий Ярославля болеют раком чаще остальных жителей региона. За риск повредить здоровью руководство этих заводов помимо хорошей, по местным меркам, зарплаты (13–15 тыс. руб.) и досрочного выхода на пенсию предоставляет своим подчиненным такой социальный пакет, который не снился рабочим других предприятий, – от добровольного медицинского страхования до доплаты к отпуску, чтобы человек мог отдохнуть в Турции или на Канарах.
Впрочем, с каждым годом на первое место по количеству вредных выбросов в атмосферу выходит автомобильный транспорт, который затмевает своими выхлопными газами работу промышленных предприятий. Последние под воздействием местных властей и внедрения экологических стандартов вкладывают деньги в природоохранные мероприятия и сокращают выбросы. Количество автомобилей, напротив, увеличивается.
По информации председателя комитета природопользования и охраны окружающей среды мэрии Ярославля Владимира Овчинникова, предприятия города за последнее время снизили объемы вредных выбросов. Но в те же годы наблюдается неуклонный рост загрязнения воздуха автотранспортом.
«Зеленый свет» для «отравителей»
За последние пять лет рост содержания окиси углерода отмечен в атмосферном воздухе практически всех крупных городов России, в том числе и Ярославля. В центре города средняя концентрация диоксида азота превысила санитарную норму в 1,7 раза, а максимальная разовая – в 6 раз. Источники выбросов диоксида азота в атмосферу – ТЭЦ, котельные и все тот же автотранспорт. На долю последнего приходится половина азотосодержащих загрязнителей воздуха. Особую тревогу вызывает рост содержания в воздухе города бензопирена, являющегося мощным канцерогеном.
При такой печальной статистике городская программа снижения антропогенного влияния на окружающую среду не предусматривала активных мер по борьбе за чистый воздух над Ярославлем.
– Можно сколько угодно заниматься снижением выбросов заводов, но это не сделает воздух города здоровее, потому что из всех источников загрязнений ближе всего к человеку автотранспорт. Ведь мы не стоим у дымовой трубы завода, выбросы которой рассеиваются на десятки километров. А выхлопная труба автомобиля «дышит» прямо в легкие, – заявил корреспонденту «НГ» главный врач клинической больницы № 1 Юрий Матвеев.
Даже хорошо отрегулированный двигатель, успешно прошедший тест на содержание окислов углерода в выхлопных газах, при движении с места выделяет продукты неполного сгорания. Работники ГИБДД знают массу ситуаций, когда, вдохнув выхлопные газы полной грудью, пешеход терял ориентацию, у него замедлялась реакция, и только по этой причине случались тяжкие ДТП.
Проблему может снять создание в Ярославле транспортных коридоров непрерывного движения транзитного транспорта и возрождение механизма «зеленой волны» на главных города. Последнее может избавить и от загазованности на перекрестках, и увеличить пропускную способность улиц. Пока эти идеи только прорабатываются в городских службах и не находят необходимого финансирования.
Заместитель начальника областного управления ГИБДД Андрей Сироткин отмечает, что транспортную активность в центре Ярославля провоцируют сами городские службы, согласовывая размещение наибольшего количества предприятий торговли и обслуживания именно здесь. Глобальные проекты типа ограничения движения автотранспорта в центре Ярославля или активного внедрения машин, работающих на газе, пока остаются на бумаге. Установить на автобусы, проезжающие через центр города, нейтрализаторы для снижения загазованности также не удается из-за их неподъемной цены.
* * *
Количество заболевших раком в Ярославской области могло быть еще больше. Но, как заметил Вячеслав Ухарский, рак наиболее распространен у людей старше 60 лет. А до этого возраста многие российские мужчины, как правило, не доживают.
Ярославль