15 марта в «НГ» на полосе «Экология» был опубликован материал «Чисто российская бойня», в котором рассказывалось о жестокой охоте на детенышей гренландского тюленя (бельков). Промысел этот считается традиционным, и каждый год 300–350 зверобоев отправляются в горло Белого моря, чтобы начать охоту на малышей. «НГ» отслеживает эту тему начиная с 2000 г., когда был заветирован «Закон о защите животных от жестокого обращения», а квота на забой белька увеличена в 2 раза (до 60 тыс. детенышей). Материалы, опубликованные в «НГ», основывались на данных и Всемирного фонда дикой природы (WWF), и Международного фонда защиты животных (IFAW). Однако в нынешнем году охота на бельков не состоялась ни в Мурманской, ни в Архангельской областях, на что справедливо указывает в своем письме в редакцию генеральный директор ООО «Клуб «Живая природа», автор и исполнитель экотуристической программы «В гости к новорожденным тюленям», которая работает с 1999 г., Олег Леонидович Продан. Кстати, сразу же извиняемся перед автором письма за некоторые неточности и журналистские преувеличения, допущенные автором статьи Н.Поповой.
Итак, что же произошло? В этом году квота на забой составила 53 тыс. бельков. Но по ряду объективных причин нынешняя зверобойная экспедиция была сорвана. Одна из самых главных причин – конфликт руководителей рыбколхозов и авиаторов.
– Зверобойная кампания-2004 готовилась на очень высоком уровне, – рассказывает председатель областного комитета по рыболовству Леонид Мелешко. – Условия для взятия зверя были очень благоприятные.
Это подтвердили и руководители рыбколхозов «Зимняя Золотица», «Белое море» и «Освобождение». Единственное, что омрачало ожидание, – непоступление из Москвы новых правил охоты на морского зверя и списка градо- и поселкообразующих предприятий, которым разрешено было платить только 15% налога согласно поправкам в Налоговом кодексе РФ, утвержденным Федеральным законом № 148-ФЗ от 11 ноября 2003 г. Промысловики-зверобои обязаны отныне платить государству 350 руб. за каждого добытого морского зверя. Поправки в Налоговый кодекс РФ был внесены в ноябре 2003 г. Руководство Архангельского рыбколхозсоюза в известность поставили лишь в конце декабря 2003 г. Квоты на добычу морского зверя были распределены в феврале 2004-го. Разрешение из Москвы на открытие охоты пришло в начале марта. Полетные листы были подписаны в десятых числах марта. Но 15 марта вертолеты в небо не поднялись. Летчики второго авиаотряда (г. Архангельск) отказались участвовать в экспедиции. Как пояснил «НГ» Леонид Мелешко, долги рыбколхозов авиаторам за зверобойку-2003 составили более 3 млн. руб. Председатель областного комитета по рыболовству считает эту причину одной из основных в срыве зверобойной экспедиции-2004. Надежда на то, что зверобойка все-таки состоится, не оставляла руководителей рыбколхозов вплоть до 23 марта. 24 марта было объявлено об отмене зверобойной кампании.
– У нас много говорили, что это заслуга «зеленых», – отметил Леонид Мелешко. – «Зеленые» тут ни при чем. 3 миллиона 706 тысяч 282 рубля 16 копеек задолжали зверобои летчикам. Да и тюлень «ушел» за 140 километров, а официально до лежки должно быть 70–80 километров... Ко всему прочему увеличена стоимость летного часа, а топливо подорожало на 10%.
«Зеленые», наоборот, считают, что сорванная зверобойка – это не случайность, а закономерность: начиная с 1999 г. в регионе начала действовать новая экотуристическая программа «В гости к новорожденным тюленям». Экологи – в частности Международный фонд защиты животных (IFAW) – давно предлагали руководителям рыбколхозов прекратить зверобойный промысел и бросить все силы на развитие в регионе экологического туризма.
Похоже, в этом году сама жизнь, в частности экономическая ситуация в поморских районах, пришла на помощь защитникам животных.