Последние несколько лет азовчане с тревогой ожидали разрешения вопроса о сооружении в местном порту терминала по перевалке метанола. Похоже, сегодня, несмотря на массовый протест горожан, затянувшееся противостояние сдвинулось в сторону возобновления строительства опасного объекта. Сложившаяся ситуация послужила поводом для начала новой кампании природоохранных организаций Юга России против реализации проекта, так как недавняя инспекция строительства выявила, по мнению экологов, целый ряд грубейших нарушений.
История конфликта началась в 1996 г., когда руководители итальянской корпорации "Трибольди" решили соорудить в местном порту первый в России терминальный комплекс по перевалке метанола. После распада Советского Союза Россия фактически осталась без резервуаров для перегрузки метилового спирта на морские суда. Азовский проект казался чрезвычайно выгодным для отечественных предприятий, производящих ежегодно около двух миллионов тонн метанола, почти половина которого идет на экспорт. Наиболее заинтересованными в строительстве оказались химические гиганты Юга России - Новочеркасский завод синтетических продуктов и "Невинномысский азот", планировавшие после запуска терминала как минимум на треть снизить издержки на транспортировку своей продукции.
Специально для осуществления этого многообещающего проекта было создано совместное предприятие - ЗАО "Азовпродукт", в котором группа "Трибольди" получила контрольный пакет, а оставшиеся акции перешли федеральной корпорации "Росхлебопродукт". Была также достигнута договоренность о том, что финансирование проекта, оцененного в 12,5 млн. долл., полностью возлагается на итальянцев. Однако, когда первый этап строительства практически был завершен, а на подготовительные работы израсходовали около двух миллионов долларов, стройка неожиданно была заморожена. Под давлением общественности городские власти отказали "Азовпродукту" в выдаче разрешения на строительство первой очереди терминала.
Противоборствующие стороны обратились в арбитражный суд, который в итоге признал за совместным предприятием право на продолжение строительства терминала. Главе азовской администрации Евгению Лесняку, чья предвыборная кампания во многом основывалась на лозунгах о недопущении этого строительства, пришлось выдать разрешение на продолжение работ. Это вызвало новую волну протестов населения и экологов, решивших во что бы то ни стало не допустить размещения в устье Дона комплекса по перевалке ядовитого химического вещества повышенной опасности. Результаты проведенной в начале марта инспекции района строительства метанолохранилища еще более укрепили уверенность экологов в своей правоте.
Как сообщил корреспонденту "НГ" руководитель Независимой экологической службы по Северному Кавказу Андрей Рудомаха, претензии экологов прежде всего связаны с неверным выбором места для размещения опасного объекта, который расположен в непосредственной близости от жилых кварталов. Резервуары для хранения метанола, вмещающие до 20 тыс. куб. м, в случае завершения строительства будут находиться всего в 400 м от жилой зоны, а расстояние от метанолопровода высокого давления до ближайших домов и вовсе не превышает 100 м. Но положенная для подобных объектов санитарная зона должна составлять не менее одного километра. Кроме того, по выводам экологов, строительство было начато без получения необходимых для размещения терминала земельных отводов и ведется без соответствующей экологической экспертизы по ТЭО проекта и по рабочему проекту.
Представители "Азовпродукта" утверждают, что проект терминала прошел все необходимые экспертизы и получил положительные заключения из МЧС России, Госкомитета по охране окружающей среды и еще нескольких контролирующих ведомств. Однако, по словам представителей экологических организаций, в этих отчетах нет сведений о том, как отразится работа терминала на здоровье азовчан, которое может ухудшиться даже в условиях безаварийной работы терминального комплекса. В случае же возможной утечки ядовитой жидкости в Дон масштабы экологической катастрофы и вовсе не предсказуемы.
После проведения инспекции объекта экологи Юга России вместе с жителями города приняли обращение к президенту Европейского банка реконструкции и развития Жану Лемьеру, которому корпорация "Трибольди" передала функции контроля за строительством терминального комплекса и расходованием денежных средств. В обращении сказано, что "в нарушение основных принципов своей миссии и экологических нормативов банк оказал финансовую поддержку потенциально опасному проекту".
Экологов поддерживает основная масса горожан, которые вместе с представителями казачества и донского отделения КПРФ уже неоднократно проводили многотысячные акции протеста, позволяющие в течение шести лет сдерживать строительство терминала. Все это время азовчан пытались подкупить дополнительными налоговыми поступлениями, превышающими один миллион долларов, - достаточно крупной суммой для бюджета дотационного Азова. Для преодоления сопротивления горожанам сулили и другие блага: газифицирование частных домовладений, строительство дороги, новых водопроводных сетей и канализации. Однако все эти обещания не изменили позиции большинства местных жителей, которые буквально разворовали замороженную стройку.
А вот позиция азовских властей относительно строительства терминала со временем заметно изменилась. После вынесения решения арбитражного суда в прошлом ярый противник сооружения терминала мэр Азова Евгений Лесняк даже не попытался его обжаловать. Возможно, чиновников городской администрации испугал тот факт, что им могут быть предъявлены иски на крупные суммы. С другой стороны, такая покладистость может объясняться давлением со стороны областных властей. Так или иначе, но разрешение на продолжение стройки было выдано, и появление в устье Дона экологически опасного объекта, по всей вероятности, остается вопросом времени.
Ростов-на-Дону