Кто только не брался за улучшение российской экологии! Мировое сообщество выделяет валютные кредиты, правительство России изыскивает способы заставить предприятия меньше загрязнять окружающую среду, бизнесмены торопятся получить сертификаты, что их производство является экологически чистым. Вокруг этого благого дела крутятся десятки миллионов долларов, которые, как правило, осваиваются предприимчивыми людьми и консультантами. Эффект зачастую растворяется в кипах бумаг и кучах программ.
Совсем недавно Счетная палата РФ показала, как истово осваивали средства кредита Международного банка реконструкции и развития (МБРР) сотрудники и консультанты из специально созданного Центра подготовки и реализации международного проекта по управлению окружающей природной средой (ЦПРП).
В 1992 году было заключено соглашение между правительством России и МБРР для финансирования "Проекта по управлению окружающей средой". Банк выделял кредит в размере 110 млн. долл. По 50% на разработку компонентов технической помощи и на реализацию "Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды". Шустрое Министерство природных ресурсов, в том числе и с подачи иностранных банкиров, создало в столице ЦПРП. Этот центр и взял на себя нелегкую работу по освоению западных средств. Труд по разработке различных экологических программ оценивался очень высоко - сотрудники центра только в 2000 году получали в среднем по 49 тыс. 874 руб. в месяц, что в 16 раз выше, чем в нынешнем Министерстве природных ресурсов. Но еще более облагодетельствованными оказались зарубежные консультанты, привлечение которых для разработки проекта МБРР поставил обязательным условием. Ежемесячно они зарабатывали 28-30 тыс. долл., а их российские коллеги получали от 500 до 1900 долл. Кстати, среди тех, кто кормился в ЦПРП, было немало государственных чиновников, занимающихся здесь "творческой деятельностью".
Проверка Счетной палаты РФ использования займа в 1999-2000 годах показала, что всего было освоено 51 млн. долл. Деньги потратили на наем персонала, закупку оборудования, издание всякого рода инструкций. Из них 19,5 млн. ушли обратно на Запад на услуги иностранных консультантов. В то же время объем средств, использованных на конечную цель - реализацию программы организации инвестиций, составил лишь 5,335 млн. долл. Сегодня срок реализации проекта уже истек, а 40 млн. долл., предназначенных на организацию инвестиций в охрану природы России, так и остаются неиспользованными.
Отличный пример того, как можно бесполезно потратить средства зарубежного займа, продемонстрировал Верхневолжский филиал ЦПРП. В 1996 году между Минприроды, ЦПРП, межрегиональным Верхневолжским экологическим советом, администрациями Вологодской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей было заключено соглашение о совместной деятельности в реализации проекта по управлению окружающей средой.
Сначала Верхневолжский филиал ЦПРП был открыт в Рыбинске, где в 1994-1999 годах истратил на "борьбу с экологией" 3,421 млн. долл. Потом филиал перебазировался в Ярославль и работал еще более года, осваивая 2,036 млн. долл. Что же было сделано на эти деньги? В штате филиала официально трудились три человека, которые за год заработали 141 тыс. долл. Они работали на 22 компьютерах, 11 принтерах, 3 факсах.
Надо сказать, что сотрудники филиала, привлекая на долларовые гонорары местных чиновников из комитетов по экологии, родили громадную кипу бумаг и программ. Так, за 40 тыс. долл. была создана некая информационно-аналитическая система поддержки принятия управленческих решений, которую в 1999 году установили в региональном Комитете по охране окружающей среды, областной СЭС и ярославской администрации. Однако, когда проходил контроль Счетной палаты в 2001 году, оказалось, что система пока действует как демонстрационная с базой данных 1996 года.
Более 500 тыс. долл. было потрачено на разработку регионального плана действий по охране окружающей среды для Верхневолжского региона. При этом в отчетах работников филиала ЦПРП даны потрясающие цифры - в результате выполнения этого плана в Ярославской области снизились выбросы в атмосферу на 3181 тонн, по отходам - на 85 тыс. тонн. Счетная палата установила, что это сделано за счет использования средств областного бюджета и местного Экологического фонда.
Единственным продуктом деятельности ЦПРП, который можно было не только увидеть на бумаге, но и пощупать руками, явилась передвижная лаборатория на базе автомобиля "Фиат", предназначенная для экспресс-контроля и определения более 1300 компонентов загрязняющих воду веществ. На ее приобретение из средств займа было потрачено 56 тыс. долл. Однако о лаборатории быстро забыли. "Со дня закупки лабораторного оборудования на момент проверки, - написано в акте Счетной палаты, - оно не использовалось по прямому назначению в связи с отсутствием аварийных и залповых загрязнений воды". Специалисты Облкомприроды объяснили простой дорогой игрушки высокой стоимостью реактивов и тем, что потребность в анализах ограничивается всего 15 веществами. Зачем же было тратить более 1,7 млн. руб. на ненужную вещь?
Несмотря на все это, свои достижения специалисты филиала ЦПРП живописали сродни фантастам: ожидаемая и достигнутая эффективность отдельных разработок дала экономию бюджетных затрат в 1,020 млрд. руб. в год, сокращение масштабов загрязнения окружающей среды на 20%, снижение заболеваемости населения. Никаких огромных инвестиций на экологические проекты промышленных предприятий ЦПРП так и не привлек. А правительство РФ еще будет возвращать кредит МБРР с процентами.
Ярославль