Этой зимой и в начале весны новгородские охотоведы проводили перепись лесного населения. Разработали более 600 маршрутов и "фиксировали" отпечатки лап. В прошлом году маршрутный учет показал неплохие результаты: в области насчитали 12 тысяч лосей, 3 с лишним тысячи кабанов, около полутора тысяч бурых медведей, почти 120 тысяч тетеревов и свыше 27 тысяч глухарей. Цифры впечатляют.
Сложнее с водоплавающими, которых и не посчитаешь, так как зимуют они в куда более теплых краях. Но весной, во время охотничьего сезона, когда утки и гуси возвращаются на Север, бьют их на Новгородчине с не меньшим азартом, чем "своих" глухарей.
- Весенняя охота на птиц, - утверждает новгородский орнитолог Андрей Коткин, - вообще должна быть запрещена. На водоплавающих давно уже охотятся только "дикие" в этом отношении страны, такие, как Турция и Греция. В конце концов если неймется взяться за ружье, берись за него осенью, когда птица дала потомство... Тем более если речь идет о гусях...
Оказывается, в отличие от уток, которые брачуются весьма беспорядочно (то есть за самкой могут гоняться 5-6 селезней, а ей безразлично, кто будет отцом ее птенцов), гуси образуют пары. Причем иногда на всю жизнь. То есть с юга, из той же Турции, где за ними и так "славно" поохотились, гуси летят на российский Север уже парами. И если кто-то из них погиб во время охоты на Новгородчине, пару он себе уже не найдет. Значит, не будет ежегодного потомства, а это 5-6 гусят. А ведь выбивают гусей из года в год. С завидной регулярностью.
Неудивительно, что пискулька - самый маленький из четырех видов северных гусей - ныне в европейской части уже не встречается. Этот вид, уже занесенный в Красную книгу, можно найти только в Западной Сибири. Кстати, в Швеции пискульку даже пытаются разводить, выпуская потом на волю, вот только получается это плохо. Кстати, как уже писала "НГ", губернатор Пермской области Юрий Трутнев запретил проведение весенней охоты на всей подведомственной территории. Новгородский же губернатор Михаил Прусак, тоже, кстати, заядлый охотник (Михаил Михайлович предпочитает ходить на медведя), на такой шаг не решился. Разумеется, не со зла. Просто убежден и не ведает губернатор, что у гусей в отличие от уток проблемы с парами.
Да и кто ведает? Местное управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных местную фауну, конечно же, считает. Но только для того, чтобы определиться, сколько лицензий выдать. И чем больше насчитают, тем лучше, ибо охотоведы получают свою долю от продажи лицензий. А гуси и тем более неразборчивые в семейных отношениях утки на статистику по области не влияют. Они у нас залетные. Тот же факт, что их в России становится все меньше и меньше, новгородцев не касается.
Далеки от гусиных проблем и в местном комитете природных ресурсов. Биологов и уж тем более орнитологов тут "замещают" чиновники, вряд ли способные отличить утку от гуся. Да и не припомню за последние годы случая, чтобы местные "официальные" защитники природы вообще хотя бы раз высказались на эту тему.
Так что не приходится удивляться тому факту, что в этом сезоне впервые за последние годы весенняя охота продлится больше месяца. Конечно, она разнесена по районам (где-то начали палить в первой декаде, где-то во второй и т.д.), но птичкам от этого не легче.
Великий Новгород