РФ и дальше намерена защищать свои интересы в ВТО всеми доступными и законными средствами. Фото Reuters
Начавшаяся 24 февраля военная спецоперация России на территории Украины обернулась многими бедами: гибель бойцов и мирных жителей, многочисленные разрушения, наконец, гуманитарная катастрофа в виде миллионов украинских беженцев, устремившихся в страны Евросоюза и Молдавию.
Международное сообщество возложило вину за случившееся на Россию, если иметь в виду результаты голосования на Генассамблее ООН по резолюции 2 марта: «за» был подан 141 голос при пяти «против» и 35 воздержавшихся. Как известно, резолюции Генассамблеи, в отличие от решений Совбеза ООН, носят рекомендательный характер, однако они могут устранять политические и моральные барьеры при объявлении невоенных репрессивных мер. Речь идет о новых пакетах экономических санкций, которые были введены западными странами в феврале-марте. Их уже ощутили и многие российские предприятия в виде дефицита комплектующих, и финансовая система с валютным рынком в виде блокирования части валютных резервов РФ, и экономика в целом, имея в виду прогноз падения ВВП в 2022 году от 10% и более, и граждане в виде роста цен на товары первой необходимости.
В наш век глобализации конфликт сразу же затронул и экономики европейских государств, мировые рынки нефти, металла, зерна, удобрений. Как отметил президент Владимир Путин, «серьезный удар нанесен по всей глобальной экономике и торговле, по доверию к американскому доллару как к основной резервной валюте». Европа испытывает серьезное беспокойство относительно обеспечения в ближайшем будущем нефтью и газом, если Брюссель пойдет на соответствующие ограничения поставок из России; в странах ЕС уже дорожают продукты питания в связи с ухудшением ситуации на зерновом рынке и рынке минеральных удобрений.
И все же ограничительные меры в отношении России, уже принятые и планируемые, гораздо серьезнее по своим последствиям, чем то, что может испытать Европа. Среди этих мер, в частности, – отказ в предоставлении России режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле. Было также предложено рассмотреть вопрос о приостановке членства РФ во Всемирной торговой организации (ВТО).
Взаимное предоставление РНБ – первый базовый принцип ВТО, утвержденный еще в 1947 году при подписании Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) – предшественника ВТО. Присоединившись к организации, любая страна получает преимущество на рынках других стран-членов благодаря использованию ставок импортной пошлины на основе РНБ, позволяющих ввозить свой товар с минимальной пошлиной и получая, таким образом, максимальную выгоду. В самом начале марта правительством Канады был издан указ об отмене РНБ в отношении товаров из России и Белоруссии в связи с вмешательством этих стран в Украине. Это означает, что для ввозимых в страну товаров из России или Белоруссии должна применяться тарифная ставка в размере 35% вместо прежних нескольких процентов практически ко всему импорту этих товаров. До сих пор такая ставка Общего тарифа Канады применялась лишь к Северной Корее.
Канада располагается примерно на 50-м месте в списке торговых партнеров с РФ – на нее приходится лишь около 0,3% в российской внешней торговле. Однако за Канадой уже последовали и более весомые торговые партнеры. 15 марта секретариат ВТО получил уведомление от 14 членов организации (ЕС как один член), в котором они, изложив свое несогласие с конфликтом в Украине и ролью России в нем, заявили о намерении отозвать РНБ в торговых отношениях с РФ.
Напомним, что ЕС остается самым крупным торговым партнером РФ. Несмотря на снижение в последнее десятилетие его доли в общем товарообороте России с примерно 50 до 37%, объем взаимной торговли товарами в 2021 году нарастал, составив около 240 млрд долл., и приблизился к допандемийному уровню. Помимо нефти и газа Россия поставляла в страны ЕС другие сырьевые материалы, удобрения, металлы и изделия из них, продукцию сельского хозяйства.
В связи с этим уместно также отметить, что членство в ВТО уже в первые годы позволило российским производителям и экспортерам избавиться от ряда дискриминационных ограничений на мировых рынках, а также нарастить экспорт. В последние годы перед отечественной экономикой поставлены новые амбициозные цели. Так, согласно Указу президента от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.», предполагается достичь реального роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров до уровня, превышающего на 70% показатель 2020 года (273 млрд долл.). Достижение данной цели невозможно без свободного доступа на мировые рынки, который как раз и обеспечивает членство в ВТО. Соответственно, если это намерение лишить Россию РНБ в торговле будет реализовано в полной мере, российский импорт в ЕС и ряде других стран будет облагаться возросшими тарифами, что нанесет весьма серьезный ущерб российской экономике, и упомянутый указ уже вряд ли может быть выполнен.
Подчеркнем еще раз: РНБ – это ключевой и неотъемлемый принцип взаимодействия государств в ВТО. Без него весьма сложно представить членство в организации на долговременной основе. Существует, правда, одно отступление от этого принципа, заложенное в систему еще при создании ГАТТ. Речь идет о XXI статье ГАТТ, предусматривающей «исключения по соображениям национальной безопасности», позволяющие отзывать на время РНБ в торговле с данной страной, что фактически означает введение торгово-экономических санкций. Статья оперирует понятием «существенные интересы безопасности» (essential security interests). Однако за многие годы дискуссий в ГАТТ/ВТО так и не удалось дать определение или более-менее ясное толкование «существенных интересов безопасности». Поэтому констатация ситуации, при которой эти интересы находятся под угрозой, является прерогативой самих сторон, оказавшихся под угрозой.
Иными словами, не какая-либо институциональная инстанция, а сама затронутая сторона выступает в данном случае судьей в конечной инстанции. Все это и сделало использование данного механизма весьма затруднительным, и потому примеров использования статьи XXI ГАТТ крайне мало, и не все они были успешными. Возвращаясь к нынешней ситуации вокруг России, надо признать, что отзыв у России РНБ с опорой на статью XXI полностью исключать нельзя – решение по данному вопросу остается за членами ВТО, инициировавшими эту меру. Однако если даже такое решение будет принято, речь пойдет скорее всего о лишении России РНБ лишь со стороны отдельных стран.
Инициаторы давления на Россию пошли еще дальше, выдвинув предложение рассмотреть вопрос о приостановке членства и даже исключения РФ из ВТО, что является трудно представимым сценарием. Ибо правила ВТО не допускают ни того, ни другого – для этого даже не существует необходимой процедуры.
В связи с этим 16 марта российская делегация при штаб-квартире ВТО в Женеве распространила специальное сообщение, в котором решительно осудила недружественные, дискриминационные меры в отношении РФ.
В документе подчеркнуто, что эти меры несовместимы с основополагающими принципами и правилами ВТО, что Россия как член ВТО не может быть лишена РНБ. Помимо отсутствия легальной основы для подобных действий в отношении одного члена они несут серьезные риски и для самой многосторонней торговой системы, особенно в период, когда организация переживает последствия кризиса, связанного с COVID-19, и торговых войн. Опасен и сам по себе прецедент подобной меры в отношении отдельного члена организации. Ибо ВТО зарекомендовала себя как институт, который в первую очередь руководствуется экономическими соображениями и твердыми правовыми нормами. Российская сторона убеждена, подчеркнуто в документе, что единственный способ справиться с нынешним кризисом – говорить на языке экономики, а не политики.
В этой драматической ситуации нельзя не упомянуть о недавнем досадном внутрироссийском инциденте. 21 марта группа депутатов фракции «Справедливая Россия – За правду» во главе с лидером справороссов Сергеем Мироновым внесла в Госдуму законопроект о денонсации протокола о присоединении РФ к ВТО. Разумеется, правительство в лице Минэкономразвития РФ сразу отреагировало на инициативу нардепов, подчеркнув, что «Всемирная торговая организация является единственной международной площадкой, на которой Россия может активно защищать свои интересы в экономической сфере».
Возникла более чем странная ситуация: в то время как правительство РФ старается всеми силами отразить попытки ряда стран ограничить наше участие в ВТО, группировка депутатов Госдумы фактически действует в русле этих недружественных попыток. Остается лишь надеяться, что в Государственной думе смогут возобладать разумные голоса, способные адекватно осознавать интересы России в сложившейся непростой обстановке.
В заключение надо признать, что без политического разрешения российско-украинского конфликта нормализация торгово-экономических отношений России со многими членами ВТО вряд ли возможна.