0
2724
Газета День в истории Интернет-версия

02.03.2017 00:01:00

День в истории 2 марта

Тэги: история, сталин, курт вайль, люси лемулен, юрий богатырев


история, сталин, курт вайль, люси лемулен, юрий богатырев Талантливый человек, который смотрит на мир с ироническим прищуром, – всегда выламывается из массы. Памятник Курту Вайлю в Дессау. Фото с сайта www.wikipedia.org

Народ – источник повышенной опасности. Исторический опыт не оставляет на сей счет никаких сомнений.

Добровольные народные дружины – так назывался институт в рамках системы правопорядка, созданный в СССР совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров от 2 марта 1959 года. Вроде была инициатива снизу, исходившая от работников нескольких ленинградских заводов и нашедшая наверху поддержку. Аббревиатуру ДНД все могли расшифровать без посторонней помощи, и дружины эти (просуществовавшие до 1991 года) соответствовали архетипам массового сознания. Да и склонность нашего политического языка к трехбуквенным сокращениям, связанным с силовой семантикой, хорошо известна.

Другая дата на сегодняшнем календарном листке – 2 марта года 1930-го, когда в руководящей газете «Правда» вышла статья Сталина, генсека, – «Головокружение от успехов» (с подзаголовком «К вопросам колхозного движения»). Суть ее совершенно однозначна: «коренной поворот деревни к социализму можно считать уже обеспеченным», но мешают успехам перегибы на местах. То есть экстремистские, как сказали бы сегодня, методы, не коренящиеся в самой природе власти с ее политикой, народа с его сознанием и т.д. и т.п. Отклонения от правильного курса - это головокружение от успехов в его проведении. Хотя напрашивается парафраз-каламбур, более соответствующий реальности: головокрушение. Которое и есть, с точки зрения тоталитаризма, успех.

Так, может быть, ракурс, смещенный в сторону иронии, и оказывается плодотворным для точного и адекватного понимания социальных групп, государства, народа? Вот, например, творчество немецкого композитора и дирижера Курта Юлиана Вайля, родившегося 2 марта 1900 года (ум. 1950). Если бы он писал свои оперы, не споря с нормами и стереотипами сознания народа, воплощенными в образах персонажей, то веселость и свобода, реализованные в комическом жанре, наверняка бы пострадали. Вайль, например, написал свою «Трехгрошовую оперу» по мотивам одноименной пьесы Бертольта Брехта, которая была, по слову театроведа Бориса Зингермана, «Чайкой» эпического театра – не более не менее. Но не случайно Брехт отмечал, что создавалась эта драма при участии Вайля: тесты зонгов и музыка рождались одновременно. А потом вайлевские зонги обрели самостоятельную жизнь. Со временем все это предстало несомненным образцом синтеза легких и... гм... «тяжелых» форм и жанров. В конце концов, в самом названии пьесы Брехта – парадоксальная ироническая отсылка к старинной английской «Опере нищего» Джона Гея, из которой взят сюжет.

«Нищие нищенствуют, воры воруют, гулящие гуляют». Это – из пролога к пьесе Брехта, моментальный снимок социума, не противоречивший социалистическому образу мышления. А как насчет народных предводителей, людей, ярко выступивших на авансцене истории в этом качестве?

Масса народа большая, имя у отдельного, не сходного с ним человека бывает длинное, а жизнь его сплошь и рядом короткая. (Кажется, такое соотношение – не совсем случайность.) 2 марта 1760 года появился на свет Люси Семплис Камиль Бенуа Демулен, французский адвокат, который стал в годы Великой революции революционером. Он, напомню, в канун 14 июля 1789 года призвал народ Парижа к оружию, потом требовал учреждения республики. Кроме того, он был масоном, входил в ложу «Девять Сестер», в коей состояли такие люди, как Вольтер, Франклин... И еще два человека, которых хочется назвать отдельно, – с контрастными именами. Художник-жанрист Жан-Батист Грёз и медик-анатом Жозеф Игнас Гильотен, чьим именем названо сами понимаете что, хотя он сам предложил идею этого аппарата для облегчения мук казнимого. От грез (у имени художника с этим словом просто созвучие) до гильотины – недолгий путь. Общество склонно предаваться ожиданиям и иллюзиям.

Кстати, и Демулен тоже был на это падок. В политике он не выдвигался на первые роли по ряду причин, в том числе потому, что всем поначалу верил. То есть самому себе бессознательно отводил роль инструмента в чужих руках.

У любителей вещать о народах данная черта этих последних называется «надежды и чаяния».

Что-то демуленовское было в нашем актере Юрии Богатыреве, которому сегодня исполнилось бы 70 лет. Он ушел в 1989-м. Запомнился многими своими ролями, и было у него много не только сыгранных, но и несыгранных, в том числе противоположных по сути своей тем персонажам, которых он воплотил на сцене и на экране. В фильме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» он сыграл Штольца, но мог бы, по собственному своему признанию, быть там и Обломовым. Эта собственная двойственность, амбивалентность слышится и в названии другой михалковской ленты – «Свой среди чужих, чужой среди своих», той, которая принесла Богатыреву широкую известность. Чего уж там: в те годы литературная критика жарко спорила об амбивалентных литературных героях, многое от них и в фигурах на авансцене культурной жизни, таких как тот же Никита Михалков. На этом фоне проблемы двойственной сексуальной ориентации, Богатырева изводившие, – не более чем частный случай сугубо частной жизни. И пусть народ не берется об этом судить.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
743
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2491
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1679
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1298

Другие новости