0
2272
Газета День в истории Интернет-версия

01.03.2017 00:01:00

День в истории 1 марта

Тэги: история, альберт берри, васко да гама, фредерик шопен, федор сологуб, радиостанция свобода, иван федоров


Фридерик Шопен – негромкий композитор, чья музыка свободно преодолевает века. 	Фото 1849 года
Фридерик Шопен – негромкий композитор, чья музыка свободно преодолевает века. Фото 1849 года 

У каждого календарного дня – своя тональность, свои характерные, выделяющиеся из общей какофонии звуки. Сегодня, в первый день весны, не лирическое что-нибудь, а Международный день гражданской обороны. Цели которой, как определила ООН, – защита населения, собственности и окружающей среды. Все понятно, но эти собирательные понятия, это суровое рокотание фонем... И приходит на ум своего рода голос личного протеста – акт сугубо личный, который предпринял 1 марта 1912 года малоизвестный американец Альберт Берри. В тот день он совершил в Сент-Луисе первый известный человечеству парашютный прыжок с летящего самолета. Как-то отчетливее у него ценность отдельной жизни, не правда ли?

Куда более славен во всех анналах человек, плававший в океане самом настоящем, а не фигуральном, – Васко да Гама из Португалии, первым в истории освоивший водный путь из Европы в Индию. 1 марта 1498 года он высадился в Мозамбике, но к тому времени опыт контактов с жителями и правителями тех берегов не имел у португальцев ничего общего с триумфом. Стороны были, можно сказать, на грани войны. И у имени главы той экспедиции сегодня насмешливое эхо. Васька да Гама – такая дегероизация. Был такой жупел у критиков, травивших правдивые книги о войне.

Без эстетики, очевидно, в наших оценочных суждениях не обойтись. Она ведь мать этики, как заметил Иосиф Бродский. А сегодня день рождения Фридерика Шопена (1810–1849). Композитора и пианиста, творчество которого всегда характеризуют как образец романтизма, и возражать тут не приходится. Но коль скоро сегодня в этих заметках речь идет о той или иной акустике, то как не сказать о главной черте Шопена – его тихости, мягкости, нежности? Рассказывают, что после концерта Шопена один композитор, его эстетический оппонент, громко закричал и сказал своему спутнику, что весь вечер было одно piano, так пусть теперь будет хоть немного forte. И современники Шопена знали, что верхний предел у него– меццо форте. А ведь, казалось бы, тревожная дума о судьбе родины, о том, как и когда Польша станет свободной, – разве это не могло воплотиться в громкости и трубных звуках? Но Шопен не шел по этому пути. И платил за свой вкус и выбор. Много позже Морис Равель скажет о нем: «Искренность переживаний – скорби или героизма – предохраняет от напыщенности».

От романтизма, от сопутствовавших ему индивидуальных чудес, которые  драгоценнее общих правил, обратимся к другому эстетическому направлению, более позднему, – символизму. Он был одной из доминант в литературе и искусстве Серебряного века, то бишь в начале XX столетия, – и на Западе, и в России. 1 марта 1863 года родился Федор Сологуб, русский литератор-универсал – поэт, драматург, прозаик, эссеист. Мастер, коротко говоря. И при этом – нечто зловещее было в его стиле. «Обаяние смерти», как заметил Корней Чуковский. Если вспомнить Шопена, то Сологуб его акустику как бы возвел в квадрат. По словам того же Корнея Ивановича: «Эти застывшие, тихие, ровные строки, эта... беззвучность всех его слов – не здесь ли источник особенной сологубовской красоты, которую почуют все, кому дано чуять красоту?»

Два романа Сологуба, написанные один за другим, явили своего рода контраст. «Творимая легенда», роман-трилогия, начинается программными словами: «Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из него сладостную легенду, ибо я – поэт. Косней во тьме, тусклая, бытовая, или бушуй яростным пожаром, – над тобою, жизнь, я, поэт, воздвигну творимую мною легенду об очаровательном и прекрасном. В спутанной зависимости событий случайно всякое начало. Но лучше начать с того, что и в земных переживаниях прекрасно, или хотя бы только красиво и приятно. Прекрасны тело, молодость и веселость в человеке, – прекрасны вода, свет и лето в природе».

В этом романе жизнь «грубая и бедная» переплетается с волшебным миром сказок, сказаний. А перед ним был у Сологуба другой роман, самый известный, – «Мелкий бес». Главный герой, учитель русского языка, – антипод поэтов и художников. «Его чувства были тупы, и сознание его было растлевающим и умертвляющим аппаратом. Все доходящее до его сознания претворялось в мерзость и грязь... У него не было любимых предметов, как не было любимых людей...»

Сологуб стал свидетелем выплеснувшейся наружу массовой низости в годы революции. Он не эмигрировал, умер в 1927 году одиноким эстетическим оппозиционером. Демонстративно не пользовался новым, реформированным правописанием и летосчислением нового стиля...

А через много лет, 1 марта 1953 года, за несколько дней до окончания известного нашего стиля правления, начала свое вещание из Мюнхена русская служба радиостанции «Свобода» (в то время – «Освобождение»). То самое радио, с которым связано множество классиков нашей литературы и общественной мысли. Александр Галич, Виктор Некрасов, Андрей Синявский, Сергей Довлатов, вплоть до Александра Подрабинека и Анатолия Стреляного. Есть голоса по радио, есть один из богатейших архивов на сайте.

И в этом контексте можно вспомнить многое. В 1564 году у Ивана Федорова вышла в Москве первая русская печатная книга «Апостол», а в 1711-м в Англии – первый номер классического еженедельника Spectator.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
733
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2476
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1668
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1286

Другие новости