Свои представления об изящном художник возводил к раннему Возрождению. А политическое мировоззрение усваивал у современников – социалистов. Уильям Моррис. Прекрасная Изольда. 1858. Галерея Тейт, Лондон
Где пересекаются история искусств и история просто? Много где. Например, в изображениях исторических лиц – в виде портретов, статуй и прочего.Так вот, если говорить о скульптурах, то по их числу абсолютное первенство в номинации монархов принадлежит, похоже, Вильгельму I из династии Гогенцоллернов – прусскому королю, родившемуся 22 марта 1797 года (ум. 1888) и ставшему первым императором после объединения Германии. Аккуратная немецкая цифирь: 231 изваяние сидя, 121 – стоя, пять – сидя, и 63 – на коне. В числе последних – кельнский на мосту Гогенцоллернов. Ничего оригинального: озирает вдаль, сидючи в мундире на коне, и что-то попирает ногами оного. Формально первое лицо в государстве, кайзер был по существу тенью канцлера Отто Бисмарка. Общий тон политики был военно-имперский. Кстати, еще во время революции 1848 года за призывы к ее решительному подавлению он был прозван «картечный принц».
Ну да, XIX век. Вильгельм I успел принять участие еще в наполеоновских войнах. И памятники ему эстетически адекватны. Но ведь и в эстетике происходила смена эпох в те же самые годы. И одно накладывалось на другое.
23 марта 1881 года родился французский писатель Роже Мартен дю Гар, живший совсем недавно (он умер в 1958-м). Между прочим, лауреат Нобелевской премии по литературе. И мастер без оговорок, умевший запечатлеть время с документальной точностью. Вот только... не сказать, чтобы многими читаемый. Причина, мне кажется, проста. Самый известный роман дю Гара «Семья Тибо» – это восемь томов. Кто ж их осилит? Там, если можно так определить, экстенсивное повествование – изложение по ходу событий. Дю Гар брал пример с «Войны и мира» Толстого. В информационную эпоху такое становится архаикой. Необходимы сжатие, интенсивность...
Но бывают и другие случаи пересечения эстетики с динамикой внешнего мира. 22 марта 1908 года появился на свет американский писатель Луис Ламур (ум. 1988), корифей в жанре вестерна. Жил человек на ранчо, писал детективы. И был в политической терминологии справа, так что удостоился медали Свободы от президента Рейгана. А по левую сторону от воображаемой нейтральной линии присутствует другой персонаж с календарного листка за 24 марта – Уильям Моррис (1834–1896) – поэт, художник и издатель.
Моррис был знаток истории искусств и истории архитектуры, читал обо всем этом лекции. Вошел в круг художников-прерафаэлитов, то есть тех, кто апеллировал к работавшим «до Рафаэля» и выступал против стиля викторианской эпохи. Прерафаэлиты стремились обновить изящество, освободить его от академизма. Для этого изменили технику живописи. И Моррис здесь пришелся очень кстати: он основал Движение искусств и ремесел и сам был владельцем отделочной фирмы, мастером ткачества и разрабатывал приемы окраски пряжи.
Но это еще не все. Моррис известен как социалист, одно время даже активный. И в издательстве, которое основал, выходили книги социалистического толка. А еще он создал Социалистическую лигу совместно с Элеонорой Маркс (дочерью Карла Маркса, переводчицей и суфражисткой) и ее мужем Эдуардом Эвелингом...
Потом... Потом было известно что, и прежде всего в России. И все стало обновляться и переосмысливаться во всем мире – и представления об истории, и представления о прекрасном. Я начал эти заметки с конных монументов. Была такая примечательная полемика в 30-е годы между Гербертом Уэллсом и Джорджем Оруэллом. Оруэлл постиг сущность тоталитарной утопии, которой в упор не видел в СССР социалист Уэллс. Но вот что у Уэллса безукоризненно точно: он насмешливо реагировал на архаичную эстетику героев и их лошадей.
А у нас 22 марта исполняется 85 лет со дня рождения Юрия Гастева (ум. 1993). Он был ученый-математик. И между прочим, сын Алексея Гастева – автора теории научной организации труда, стихотворца и видного деятеля пролеткульта. В 1945 году был посажен по политическому делу о студенческом «Братстве нищих сибаритов». Неформальная такая была компания. А потом стал правозащитником. Закон полноты контекста.