Фото агентства городских новостей "Москва"
Художественный руководитель Театра им. Евгения Вахтангова режиссер Римас Туминас сегодня празднует юбилей. Литовец, сегодня ставший одним из главных провозвестников русского психологического театра, за 15 лет вернувший театру на Старом Арбате дух жизни и творчества, режиссер, чьи сценические метафоры предельно точны в своих парадоксах, а размышления над русской классикой заставляют зрителей в зале смеяться и плакать, не переставать восхищаться глубиной театральных прозрений.
Римас Туминас родился в Литовской ССР. Учился в Литовской консерватории, но познавать тайны режиссерского ремесла поехал в Москву, в ГИТИС. Его московская карьера началась с конца 70-х годов (режиссер ставил в Московском драматическом театре им. Станиславского, в начале нулевых - в «Современнике»), параллельно Туминас продолжает работать на родине – в Национальном драматическом театре Литвы, а затем с 90-х основывает собственный театр – Малый драматический театр Вильнюса. И только в 2007 году по приглашению Михаила Ульянова Туминас окончательно обретает театр, который принесет ему «всесоюзную» славу. Возглавив Театр им. Евгения Вахтангова, переживающего тогда не лучшие времена, режиссер деликатно и поступательно работает с труппой, заново собирает театр-дом. Его первые репертуарные шаги были символичны – начав с Гоголя («Ревизор»), он берется за Чехова («Дядя Ваня») и Лермонтова («Маскарад»). А на 90-летие театра ставит спектакль-поклон корифеям Вахтанговского - «Пристань». Туминас – режиссер, который, как бы ни была велика его идейная авторитарность (а репетирует он всегда требовательно!), раскрывает актера столь полно, сколько это возможно и еще сверх того. Удивительное совпадение литовского режиссера и русских артистов, кажется, именно на этом перекрестке: любить искусство в себе, а не себя в искусстве. А еще это режиссер тончайшего художественного вкуса, чувства красоты и меры – сегодня это большая редкость.
В последние годы от камерных драм, принесших ему славу режиссера, занятого исследованием человеческой души, страдающей, ищущей – всегда между землей и небом, между сценой и колосниками, Туминас, как большой художник, переходит к грандиозным полотнам. Его «Царь Эдип» и «Война и мир» (см. «НГ» от 10.11.2021) – невероятные театральные произведения, завораживающие полнотой актерского проживания, воздухом театра, осененным почти божественным присутствием.
комментарии(0)