Фото Екатерины Моневой. Предоставлено театром
Театр с трехчастной историей - Московский театр для детей – Центральный детский – Российский Академический Молодежный (РАМТ) - отметил вековой рубеж. За сменой названий стоят имена, даты, события… Праздничным вечером в честь столетия театр завершил цикл юбилейных мероприятий (см. “НГ” от 22.03.2021) и открыл свой новый век.
Обычно принято вспоминать «золотой» период театра - пятидесятые-шестидесятые годы. Когда после войны здесь поставил спектакль Георгий Товстоногов, а в середине шестидесятых - Петр Фоменко. Когда Центральным детским руководила Мария Кнебель и новую драматургию того времени, пьесы Виктора Розова, выводили на сцену Анатолий Эфрос и Олег Ефремов. Но сначала история театра, разместившегося впоследствии в архитектурной триаде слева от Большого напротив Малого, на Театральной площади, где и живет поныне, дважды начиналась совсем в ином месте на карте Москвы. Сегодня РАМТ стал театром на все возраста. А в гремящие 20-е создавать театральное искусство исключительно для детского зрителя было в новинку. “Меня интересует театр для детей, дети. А все зависит от взрослых”, - так говорила его основательница Наталья Сац.
«Леша, театр сломали! Теперь всю жизнь будем бесплатно работать», — кричит с шуруповертом в руках заслуженный артист Алексей Веселкин народному артисту Алексею Блохину. Они решили замуровать в стену послание будущим поколениям, но по неосторожности оставили зрительный зал Большой сцены без света. Конечно, это всего лишь розыгрыш — свет включили уже через несколько минут, но манускрипт Веселкин и Блохин подготовили к юбилею отнюдь не шуточный.
Они верят, что те, кто будет играть здесь через полвека, смогут выходить на сцену-трансформер из комфортабельных гримерок, репетировать в специально оборудованных залах, отдыхать в бане или сауне, восстанавливая силы перед спектаклями, а главное — получать зарплату, которая удовлетворит «самые смелые потребности». Но вдруг обнаружилось, что 50 лет назад в этой стене уже спрятали бутылку портвейна с точно таким же посланием. Конечно, РАМТ-юбиляр не отказался от возможности поиронизировать над скромными финансовыми возможностями в любую эпоху, но при этом показал, что изменения к лучшему все же происходят, — опять же не без юмора. Когда с приветствием выступил художественный руководитель Алексей Бородин, первым делом он объяснил, почему зал больше похож на ресторан: рабочие уже вынесли кресла, чтобы через несколько дней заменить их более удобными, а театр воспользовался случаем и расставил столики с вином и фруктами. Первый тост Бородин поднял за публику, особенно — за бельэтаж и галерку. По его словам, театр существует именно ради контакта со зрителями: «Для того, чтобы люди понимали, что они не одиноки, что еще есть кто-то, кто разделяет их проблемы и живет такими же жизнями».
Актеры назвали себя большой семьей в буквальном смысле: каждый из них здесь обязательно чей-то родственник по спектаклям РАМТа. Рассказывая о фамильных связях, Нелли Уварова отыскала в зале Дарью Семенову и представила ее гостям как свою маму в спектакле «Кот стыда». Семенова тут же вошла в роль и во весь голос ее отчитала: «Что ты несешь, зараза? Ты где была?» Следом за ними устроили перекличку и другие театральные мамы, папы, дети, бабушки и дедушки — от «Цветов для Элджернона» до «Горя от ума».
Фото Екатерины Моневой. Предоставлено театром |
Юбиляры сравнили РАМТ с автомобилем. В коротком этюде главный режиссер выбирал себе театр с пробегом в центре Москвы, но Большой смутил его дорогими расходниками и балетниками, а в Малом — «с зажиганием проблемы». Зато Молодежный заводится с полуоборота, хоть по фасаду немного сколот. У него сменилось девять владельцев, а в 90-х годах буквы ЦДТ перебили на РАМТ. Вспоминая историю, артисты и гости поднимали тосты за легендарных театральных деятелей, для которых этот театр стал домом. Видеопоздравления прислали британские драматурги Майкл Фрейн и сэр Том Стоппард - Алексей Бородин, можно сказать, стал проводником драматурга на русскую сцену.
Выступали сольно, дуэтами и составами целых спектаклей. Пожалуй, самый мощный номер получился от «Сына». Евгений Редько, Денис Баландин, Александр Девятьяров, Татьяна Матюхова и Виктория Тиханская выбрали «Песню о свободе» ДДТ — с подлинным драйвом бутусовской постановки она прозвучала как манифест театра, который на протяжении ста лет не просто рассказывает людям истории, но создает искусство, неподвластное «ни жизни, ни смерти, ни лжи».
комментарии(0)