0
3495
Газета Культура Печатная версия

21.03.2021 17:06:00

Гардеробный номерок заговорил голосом Нелли Уваровой

В рамках празднования векового юбилея РАМТа состоялась премьера спектакля "Сто"

Тэги: иммерсивный театр, рамт, юбилей, премьера, сто


иммерсивный театр, рамт, юбилей, премьера, сто А из этого окна видны башни Кремля и Большой театр. Фото с сайта www.ramt.ru

Официально спектакль «Сто» поименован «sound-восхождением в 238 ступеней», а сами рамтовцы ласково называют его «бродилка». Дело в том, что зрители в этом случае и не зрители вовсе, а слушатели-экскурсанты. Вслед за актером-экскурсоводом они карабкаются по лестницам театра вверх, почти до чердака и внимают голосам в наушниках.

Первым с вами заговорит гардеробный номерок (голосом актрисы Нелли Уваровой), потом вступит парадная лестница (Нина Дворжецкая), подадут реплики зеркало и окно, люстры и поворотный круг. Необычный спектакль «Сто» выпущен в год 100-летия РАМТа и знакомит гостей с историей театра и особняка на Театральной площади, в который коллектив Наталии Сац (Центральный детский театр) вселился в 1936 году. Увы, вселяться пришлось на пепелище изничтоженного советской властью МХАТа II – театра Михаила Чехова, с 1928 года жившего за границей. Чувствуется, что этот исторический факт до сих пор царапает коллективную совесть рамтовцев, преемников деятелей ЦДТ, но они его не замалчивают. Например, в ходе нового спектакля-бродилки упоминается, что в помещении нынешней дирекции была квартира Михаила Чехова. Когда «маршрут» достигает большого зрительского фойе, в хор голосов вступает и голос Наталии Сац, репрессированной в 1937-м и получившей возможность вновь оказаться в стенах театра только в 1958-м...

В общем-то, в контексте нынешней популярности иммерсивного театра идея такого действа, как «Сто», сама по себе не поражает воображение, это закономерная форма юбилейного оммажа. Но эту бродилку отличают уникальные рамтовские интеллигентность и элегантное озорство. Тут вроде бы «датский» спектакль способны обратить вот в такое приключение – sound-восхождение... И, главное, нет в рамтовском обращении к собственному прошлому духа юбилейной обязаловки. Звезды театра пустились в историю с «голосами» азартно, все их партии получились интересными – даром что исполнить их актерам пришлось один раз, под запись. Трогательно вычислены места исторических встреч (каморка под лестницей, где впервые встретились Виктор Розов и Анатолий Эфрос, гримерка знаменитой травести Валентины Сперантовой, в которой произошел поворотный в ее актерской судьбе разговор с Марией Кнебель). Участники sound-восхождения пускаются в путь в 17 часов, когда театр просыпается перед вечерним спектаклем, и, казалось бы, посторонние существа в наушниках должны мешать людям, занятым делом. Ничуть не бывало. На экскурсантов реагируют очень дружелюбно и на «зрительской» половине, и на внутренней. Кстати, это совершенно уникальная возможность для театралов побывать там, куда обычно вход закрыт. Ближе к 18 часам экскурсия подходит к этажу гримерных, где уже снуют актеры, где утюги выдают внушительное «пщ-пщщ» и костюмеров заволакивает облаками пара. Идти приходится коридорами, вдоль ящиков с надписями «Горе от ума», «Цветы для Элджернона» (там складирован реквизит к спектаклям), мимо фантастических пирамид из бутафорской мебели... Вот пробежал худрук театра Алексей Бородин, а вот актер Алексей Блохин случайно забрел в комнату худсовета, где экскурсанты слушают фрагмент про маразматические соображения цензоров сталинской поры («Когда герои вытянут-таки репку, пусть исполнят «Интернационал!»). И пик (во всех смыслах слова) маршрута – колосники. Переступаешь по мосткам, а где-то далеко внизу – сцена. Тут прямо дрожь пробирает, и не от высоты. Просто ты уже дозрел, пройдя историческими лестницами и оживленными внутренними коридорами. Ты, как герой «Театрального романа», готов воскликнуть: «Этот мир – мой!»

Пьесу-экскурсию «Сто» написала драматург Юлия Поспелова, а «маршрут» проложил режиссер Александр Хухлин, который в рамтовском цикле «Повести Белкина» поставил в 2019 году «Метель». «Сто» не для слабаков, о чем рамтовцы деликатно предупреждают в программке, ведь час с небольшим придется провести в режиме step by step, с подъемом в горку. Начало немного невнятное и затянутое (в это время все как раз подгоняют громкость в наушниках и вообще всячески прилаживаются к необычному формату действа), но вдруг чувствуешь, что все эти говорящие люстры «работают», что эти стены действительно впитали историю – причем не только театра, но и страны. И уже не кажется вычурной реплика большого зеркала в зрительском фойе: «Посмотритесь в меня, я сохраню вас в своей памяти, как я сохранило Михаила Чехова, Эфроса и Ефремова». Чем черт ни шутит, а вдруг правда?.. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Подопытные Джойс, Набоков и Кафка

Подопытные Джойс, Набоков и Кафка

Игорь Михайлов

Теперь каждый может стать Андреем Бычковым

0
277
Никто, кроме Геродота

Никто, кроме Геродота

Ольга Курышева

Шекспир, Джойс и братство равно талантливых участников

0
238
Триумф Трампа сулит Китаю неприятности

Триумф Трампа сулит Китаю неприятности

Владимир Скосырев

КНР опасается вмешательства Соединенных Штатов в ее внутренние дела

0
782
Прости, странная птица. Бывший княжеский сад в бывшем колхозе имени Ленина

Прости, странная птица. Бывший княжеский сад в бывшем колхозе имени Ленина

Надежда Горлова

0
689

Другие новости