0
4128
Газета Культура Печатная версия

17.09.2019 17:54:00

Марина Лошак: "В особняке в Большом Знаменском переулке должен базироваться Фонд Щукина"

Директор Пушкинского музея – о понимании коллекционирования и современного искусства и о новых площадках ГМИИ

Тэги: пушкинский музей, выставка, щукин, коллекционирование, современное искусство, марина лошак, интервью

Полная on-line версия

пушкинский музей, выставка, щукин, коллекционирование, современное искусство, марина лошак, интервью Фото Семен Кац

Только что завершившуюся выставку «Щукин. Биография коллекции» посмотрели более 350 тыс. человек. По количеству посетителей в день – 4358 – это рекордная для ГМИИ цифра за 38 лет. Лето для Пушкинского музея было насыщенным. Стало известно, что в бывшем особняке Сергея Ивановича Щукина в Большом Знаменском переулке может появиться посвященный коллекционеру музей. Было объявлено о присоединении к Пушкинскому музею Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). В пользование музею передали усадьбу Лопухиных. О том, каким бы она хотела видеть будущий Музей Щукина, о том, что в связи с присоединением ГЦСИ силы должны быть брошены на регионы и о том, почему сдвигаются сроки завершения работ над музейным городком, директор ГМИИ Марина ЛОШАК рассказала корреспонденту «НГ» Дарье КУРДЮКОВОЙ.

Марина Девовна, переговоры о создании Музея Щукина еще идут, в них задействованы Министерство обороны, на балансе которого находится здание, и Министерство культуры. В одном из интервью вы говорили, что к сентябрю готовите расширенную концепцию будущего музея.

– Это начало пути, и пока подробностей нет. Но очень важно, что министерства находятся в дружественном диалоге. В ближайшее время должна пройти встреча двух министров с президентом Владимиром Путиным. Потом будет ясно, к каким выводам все пришли. Процесс передачи здания и превращения его в музей – тем более в музей общедоступный (а не принимающий зрителей по записи) – непростой, и тут большие усилия потребуются от Министерства обороны. Сейчас там изучают возможности перевода здания, а наш музей вместе с внуком Щукина Андре-Марком Делок-Фурко подготовили предварительные предложения по тому, как музей должен функционировать.

Каким бы вы хотели этот музей видеть и как рассказать о Щукине зрителю, учитывая, что воссоединение коллекции Сергея Ивановича, как на выставке «Щукин. Биография коллекции», невозможно?

– Конечно, мы расскажем об истории дома, поскольку судьба Щукина и его особняка – отражение истории XX века. Но нам бы не хотелось делать то, что называют музеем-квартирой. Мы хотим открыть Дом Щукина, сделать так, чтобы дух Щукина там ощущался через понимание коллекционирования и самого радикального, важного и качественного современного искусства, которое есть сегодня. Это и есть продолжение щукинской идеи. Наивно думать, что туда может переехать коллекция Щукина (пространство, казавшееся тогда большим, на самом деле довольно камерное), но, разумеется, время от времени в этом доме должны появляться образы из щукинской коллекции – в связи с событиями, которые будут там происходить.

У нас будет большой экспертный и консультативный совет, куда войдут директора мировых музеев. В доме должны проходить выставки, и проект открытия будет напрямую обращен к Щукину. В этом особняке должен базироваться основанный Марком Делок-Фурко Фонд Щукина. Там, как нам кажется, должна вручаться международная премия в области современного искусства. И там должны встречаться коллекционеры современного искусства и важнейшие современные художники со всего мира.

До конца 2019 года к Пушкинскому музею будет присоединен ГЦСИ с девятью филиалами, который наконец-то выведут из подчинения «РОСИЗО» (в 2016-м приказом министра культуры Владимира Мединского ГЦСИ был передан «РОСИЗО»). Какие первоочередные задачи нужно сейчас решать?

– С этим предложением ко мне обратился министр культуры Владимир Мединский, оговорив, что такое важное присоединение может осуществить только музей с такой репутацией и любовью к современному искусству, как наш. На это непросто было согласиться, поскольку объем работы огромный, а у нас и так очень много важных задач, включая строительство музейного квартала. Но мы согласились, поскольку воспринимаем это как миссионерский шаг и очень ценим ГЦСИ как институцию и работающих там людей, которым пришлось пройти через разные трудности. Мы – родственные организации и многие вещи понимаем одинаково. Переход ГЦСИ к Пушкинскому музею завершится в лучшем случае в январе 2020 года. В прошлый раз передача ГЦСИ «РОСИЗО» длилась год, но мы не можем делать это так долго.

Мы уже начали решать разного рода проблемы, ездим по филиалам ГЦСИ и разговариваем с директорами, думаем о совместных стратегиях, встречаемся с губернаторами и ректорами университетов, поскольку они должны стать нашими важными партнерами. Все мы заинтересованы в том, чтобы не только Москва и Петербург, но и другие города были привлекательны для живущих там людей. Социокультурная политика сейчас – главное. Например, только что я была во Владикавказе на международном художественном симпозиуме «Аланика» и вернулась под большим впечатлением и от гения места, и от самого фестиваля, и главным образом от прекрасных людей. Мы говорили с руководителем Северо-Кавказского филиала ГЦСИ Галиной Тебиевой о том, что Владикавказ должен стать очень важным центром, формирующим отношение к социокультурным задачам и к современному искусству в этом огромном регионе.

Их соседи тоже очень активны. В Дагестане есть команда, давно и продуктивно занимающаяся современным искусством, – чего стоит только Таус Махачева, работа которой есть и в собрании Пушкинского музея. Сильная команда Некоммерческого фонда поддержки современного искусства Gogova Foundation, которым руководит Мариана Губер-Гогова, сложилась в Карачаево-Черкессии. По соседству есть Грозный, откуда приезжают художники и откуда родом, например, Аслан Гайсумов. Большие возможности у Ставропольского края. Мы ведем переговоры с представителем президента по Северо-Кавказскому округу Александром Матовниковым. Есть большая заинтересованность в том, чтобы этот регион стал местом притяжения и распространения современной культуры.

Во Владикавказе у ГЦСИ ведь есть проблемы со зданием...

– Да, они есть у всех филиалов, кроме Волго-Вятского филиала в Нижнем Новгороде. Будем постепенно их решать. Я считаю, что самое главное – это люди и событийная сетка.

Как будет оформлен статус ГЦСИ в рамках присоединения к ГМИИ и как его деятельность будет соотноситься с музейной программой «Пушкинский XXI»?

– Они останутся автономными. Нужно, чтобы сохранились все крупные проекты ГЦСИ, включая новый – NEMOSKVA. Он произвел на меня очень сильное впечатление, и само его название – стратегически важное для всей осуществляемой сейчас деятельности. ГЦСИ и «Пушкинский XXI» – звенья одной цепи, поскольку важно, чтобы региональный гений места интерпретировался в том числе и художниками со всего мира. Соединение местных художников с интернациональным миром – одна из наших целей. Наш музей всегда этим занимался. Мы встречаемся с международными партнерами, которые уже приезжали в Нижний Новгород и скоро поедут в Самару, и запускаем механизм взаимодействия. Кроме того, мы ведем переговоры с родственными нам институциями – с французским FRAC (Региональный фонд современного искусства), с Британским советом. Международный художественный мир заинтересован не в столицах, а в регионах. Настоящая энергия, потенциал развития – я знаю это не понаслышке, – сосредоточены там, потому что люди не распыляются на огромное количество возможностей, как в Москве.

Планируете ли вы вернуться к обсуждению идеи строительства нового музейного здания ГЦСИ, тем более что и Пушкинский музей искал площадку для работы с современным искусством?

– Нет. Я считаю, что все силы должны быть брошены на регионы. А для «Пушкинского XXI» у нас появилась площадка. Пока не могу о ней говорить, но, если все будет хорошо, мы откроем ее осенью 2021 года.

Есть ли уже идеи совместных проектов с ГЦСИ? Будете ли вы, например, показывать работы из собрания ГМИИ в филиалах ГЦСИ?

– Обязательно. Мы, конечно, хотим использовать нашу коллекцию. Сейчас мы формируем внутри Пушкинского музея дирекцию по региональному развитию. Она будет связана с московской дирекцией ГЦСИ, и вместе мы станем большой платформой, которая будет вырабатывать конкретные планы.

Недавно ГМИИ передали здание усадьбы Лопухиных, где располагался Музей Рерихов. Это последняя площадка в окрестностях Пушкинского музея, которая не была в его пользовании. Что там будет после открытия музейного городка?

– В ближайшие два года там будет осуществляться деятельность нашего нового направления «Пушкинский. Youth». В этом здании будут собираться молодые люди в возрасте 14–21 года, чтобы работать в четырех лабораториях, связанных с синтетическими видами искусства. Первые проекты будут сделаны вокруг теории иконологии Аби Варбурга, и они дадут возможность не только погрузиться в изобразительное искусство как в исторический процесс (этим занимается КЮИ – Клуб юных искусствоведов), но и изучать контекст жизни. Кроме того, с часу дня до девяти вечера молодые люди (по нашим расчетам, около 200 человек) смогут там общаться, слушать музыку, работать в наших медиафондах и библиотеке. Мне кажется, так мы воспитываем будущую интеллектуальную элиту.

Вы таким образом выращиваете кадры для музея?

– Это уже наши кадры. Не важно, работают они в музее или нет – они уже становятся нашими проводниками. Мы растим сталкеров.

Сроки закрытия главного музейного здания на реконструкцию перенесли с 2021 на 2023 год. Когда ожидается окончание работ по всему комплексу музейного городка?

– Надеемся, что к 2026 году. Работа идет, но медленнее, чем планировалось, потому что сейчас очень трудно строить, особенно учитывая то, что мы из-за подрядчика были отброшены на полтора-два года назад. Это была организация, которая практически прекратила свою деятельность из-за обвинений в огромном количестве нарушений. Мы расторгли контракт. Но за прошедшее время появились новые законы, новые правила прохождения экспертизы. Мы проходим этот трудный путь почти по-самурайски. В 2021 году надеемся открыть новые здания – депозитарно-реставрационный и выставочный центры (в последнем будет три зала). Одновременно мы планируем открыть усадьбу Голицыных, где будет Галерея искусства импрессионистов и постимпрессионистов, усадьбу Вяземских-Долгоруковых, где будет Галерея искусства старых мастеров, и Дом Стуловых, где будет Дом текста. Потом мы закроем на реставрацию главное здание, под которым должно появиться пространство в 6 тыс. кв. м, Галерею искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, Отдел личных коллекций и усадьбу Лопухиных.

В 2017-м ГМИИ показывал выставку «Сокровища Нукуса», это происходило в трудные для нукусского музея времена – через полтора года после увольнения многолетнего, очень авторитетного директора Музея им. Савицкого Мариники Бабаназаровой (см. «НГ» от 06.04.17), которое вызвало опасения за судьбу музея и коллекции. Недавно новым директором экспертный совет выбрал Тиграна Мкртычева, который больше десяти лет был замдиректора по научной работе в Музее Востока. Арт-сообщество, кажется, вздохнуло с облегчением и приветствовало этот выбор. Ваше сотрудничество с нукусским музеем продолжится?

– Наши сотрудники ездят в Нукус и помогают реставрировать произведения. Выставка, которую мы показали, была очень важной и вызвала огромный интерес. Но есть еще очень много произведений, которые должны быть показаны, так что мы надеемся на сотрудничество.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

ВЫСТАВКА "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

0
979
 ВЫСТАВКА  "Русское невероятное"

ВЫСТАВКА "Русское невероятное"

0
988
Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
2898
Вакантное место для чуда

Вакантное место для чуда

Дарья Курдюкова

Выставка "Время и случай для всех" в Центре Гиляровского фокусируется на том, как в иконописи изображались пейзажи и животные

0
2848

Другие новости