Фото Семен Кац
Только что завершившуюся выставку «Щукин. Биография коллекции» посмотрели более 350 тыс. человек. По количеству посетителей в день – 4358 – это рекордная для ГМИИ цифра за 38 лет. Лето для Пушкинского музея было насыщенным. Стало известно, что в бывшем особняке Сергея Ивановича Щукина в Большом Знаменском переулке может появиться посвященный коллекционеру музей. Было объявлено о присоединении к Пушкинскому музею Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). В пользование музею передали усадьбу Лопухиных. О том, каким бы она хотела видеть будущий Музей Щукина, о том, что в связи с присоединением ГЦСИ силы должны быть брошены на регионы и о том, почему сдвигаются сроки завершения работ над музейным городком, директор ГМИИ Марина ЛОШАК рассказала корреспонденту «НГ» Дарье КУРДЮКОВОЙ.
– Марина Девовна, переговоры о создании Музея Щукина еще идут, в них задействованы Министерство обороны, на балансе которого находится здание, и Министерство культуры. В одном из интервью вы говорили, что к сентябрю готовите расширенную концепцию будущего музея.
– Это начало пути, и пока подробностей нет. Но очень важно, что министерства находятся в дружественном диалоге. В ближайшее время должна пройти встреча двух министров с президентом Владимиром Путиным. Потом будет ясно, к каким выводам все пришли. Процесс передачи здания и превращения его в музей – тем более в музей общедоступный (а не принимающий зрителей по записи) – непростой, и тут большие усилия потребуются от Министерства обороны. Сейчас там изучают возможности перевода здания, а наш музей вместе с внуком Щукина Андре-Марком Делок-Фурко подготовили предварительные предложения по тому, как музей должен функционировать.
– Каким бы вы хотели этот музей видеть и как рассказать о Щукине зрителю, учитывая, что воссоединение коллекции Сергея Ивановича, как на выставке «Щукин. Биография коллекции», невозможно?
– Конечно, мы расскажем об истории дома, поскольку судьба Щукина и его особняка – отражение истории XX века. Но нам бы не хотелось делать то, что называют музеем-квартирой. Мы хотим открыть Дом Щукина, сделать так, чтобы дух Щукина там ощущался через понимание коллекционирования и самого радикального, важного и качественного современного искусства, которое есть сегодня. Это и есть продолжение щукинской идеи. Наивно думать, что туда может переехать коллекция Щукина (пространство, казавшееся тогда большим, на самом деле довольно камерное), но, разумеется, время от времени в этом доме должны появляться образы из щукинской коллекции – в связи с событиями, которые будут там происходить.
У нас будет большой экспертный и консультативный совет, куда войдут директора мировых музеев. В доме должны проходить выставки, и проект открытия будет напрямую обращен к Щукину. В этом особняке должен базироваться основанный Марком Делок-Фурко Фонд Щукина. Там, как нам кажется, должна вручаться международная премия в области современного искусства. И там должны встречаться коллекционеры современного искусства и важнейшие современные художники со всего мира.
– До конца 2019 года к Пушкинскому музею будет присоединен ГЦСИ с девятью филиалами, который наконец-то выведут из подчинения «РОСИЗО» (в 2016-м приказом министра культуры Владимира Мединского ГЦСИ был передан «РОСИЗО»). Какие первоочередные задачи нужно сейчас решать?
– С этим предложением ко мне обратился министр культуры Владимир Мединский, оговорив, что такое важное присоединение может осуществить только музей с такой репутацией и любовью к современному искусству, как наш. На это непросто было согласиться, поскольку объем работы огромный, а у нас и так очень много важных задач, включая строительство музейного квартала. Но мы согласились, поскольку воспринимаем это как миссионерский шаг и очень ценим ГЦСИ как институцию и работающих там людей, которым пришлось пройти через разные трудности. Мы – родственные организации и многие вещи понимаем одинаково. Переход ГЦСИ к Пушкинскому музею завершится в лучшем случае в январе 2020 года. В прошлый раз передача ГЦСИ «РОСИЗО» длилась год, но мы не можем делать это так долго.
Мы уже начали решать разного рода проблемы, ездим по филиалам ГЦСИ и разговариваем с директорами, думаем о совместных стратегиях, встречаемся с губернаторами и ректорами университетов, поскольку они должны стать нашими важными партнерами. Все мы заинтересованы в том, чтобы не только Москва и Петербург, но и другие города были привлекательны для живущих там людей. Социокультурная политика сейчас – главное. Например, только что я была во Владикавказе на международном художественном симпозиуме «Аланика» и вернулась под большим впечатлением и от гения места, и от самого фестиваля, и главным образом от прекрасных людей. Мы говорили с руководителем Северо-Кавказского филиала ГЦСИ Галиной Тебиевой о том, что Владикавказ должен стать очень важным центром, формирующим отношение к социокультурным задачам и к современному искусству в этом огромном регионе.
Их соседи тоже очень активны. В Дагестане есть команда, давно и продуктивно занимающаяся современным искусством, – чего стоит только Таус Махачева, работа которой есть и в собрании Пушкинского музея. Сильная команда Некоммерческого фонда поддержки современного искусства Gogova Foundation, которым руководит Мариана Губер-Гогова, сложилась в Карачаево-Черкессии. По соседству есть Грозный, откуда приезжают художники и откуда родом, например, Аслан Гайсумов. Большие возможности у Ставропольского края. Мы ведем переговоры с представителем президента по Северо-Кавказскому округу Александром Матовниковым. Есть большая заинтересованность в том, чтобы этот регион стал местом притяжения и распространения современной культуры.
– Во Владикавказе у ГЦСИ ведь есть проблемы со зданием...
– Да, они есть у всех филиалов, кроме Волго-Вятского филиала в Нижнем Новгороде. Будем постепенно их решать. Я считаю, что самое главное – это люди и событийная сетка.
– Как будет оформлен статус ГЦСИ в рамках присоединения к ГМИИ и как его деятельность будет соотноситься с музейной программой «Пушкинский XXI»?
– Они останутся автономными. Нужно, чтобы сохранились все крупные проекты ГЦСИ, включая новый – NEMOSKVA. Он произвел на меня очень сильное впечатление, и само его название – стратегически важное для всей осуществляемой сейчас деятельности. ГЦСИ и «Пушкинский XXI» – звенья одной цепи, поскольку важно, чтобы региональный гений места интерпретировался в том числе и художниками со всего мира. Соединение местных художников с интернациональным миром – одна из наших целей. Наш музей всегда этим занимался. Мы встречаемся с международными партнерами, которые уже приезжали в Нижний Новгород и скоро поедут в Самару, и запускаем механизм взаимодействия. Кроме того, мы ведем переговоры с родственными нам институциями – с французским FRAC (Региональный фонд современного искусства), с Британским советом. Международный художественный мир заинтересован не в столицах, а в регионах. Настоящая энергия, потенциал развития – я знаю это не понаслышке, – сосредоточены там, потому что люди не распыляются на огромное количество возможностей, как в Москве.
– Планируете ли вы вернуться к обсуждению идеи строительства нового музейного здания ГЦСИ, тем более что и Пушкинский музей искал площадку для работы с современным искусством?
– Нет. Я считаю, что все силы должны быть брошены на регионы. А для «Пушкинского XXI» у нас появилась площадка. Пока не могу о ней говорить, но, если все будет хорошо, мы откроем ее осенью 2021 года.
– Есть ли уже идеи совместных проектов с ГЦСИ? Будете ли вы, например, показывать работы из собрания ГМИИ в филиалах ГЦСИ?
– Обязательно. Мы, конечно, хотим использовать нашу коллекцию. Сейчас мы формируем внутри Пушкинского музея дирекцию по региональному развитию. Она будет связана с московской дирекцией ГЦСИ, и вместе мы станем большой платформой, которая будет вырабатывать конкретные планы.
– Недавно ГМИИ передали здание усадьбы Лопухиных, где располагался Музей Рерихов. Это последняя площадка в окрестностях Пушкинского музея, которая не была в его пользовании. Что там будет после открытия музейного городка?
– В ближайшие два года там будет осуществляться деятельность нашего нового направления «Пушкинский. Youth». В этом здании будут собираться молодые люди в возрасте 14–21 года, чтобы работать в четырех лабораториях, связанных с синтетическими видами искусства. Первые проекты будут сделаны вокруг теории иконологии Аби Варбурга, и они дадут возможность не только погрузиться в изобразительное искусство как в исторический процесс (этим занимается КЮИ – Клуб юных искусствоведов), но и изучать контекст жизни. Кроме того, с часу дня до девяти вечера молодые люди (по нашим расчетам, около 200 человек) смогут там общаться, слушать музыку, работать в наших медиафондах и библиотеке. Мне кажется, так мы воспитываем будущую интеллектуальную элиту.
– Вы таким образом выращиваете кадры для музея?
– Это уже наши кадры. Не важно, работают они в музее или нет – они уже становятся нашими проводниками. Мы растим сталкеров.
– Сроки закрытия главного музейного здания на реконструкцию перенесли с 2021 на 2023 год. Когда ожидается окончание работ по всему комплексу музейного городка?
– Надеемся, что к 2026 году. Работа идет, но медленнее, чем планировалось, потому что сейчас очень трудно строить, особенно учитывая то, что мы из-за подрядчика были отброшены на полтора-два года назад. Это была организация, которая практически прекратила свою деятельность из-за обвинений в огромном количестве нарушений. Мы расторгли контракт. Но за прошедшее время появились новые законы, новые правила прохождения экспертизы. Мы проходим этот трудный путь почти по-самурайски. В 2021 году надеемся открыть новые здания – депозитарно-реставрационный и выставочный центры (в последнем будет три зала). Одновременно мы планируем открыть усадьбу Голицыных, где будет Галерея искусства импрессионистов и постимпрессионистов, усадьбу Вяземских-Долгоруковых, где будет Галерея искусства старых мастеров, и Дом Стуловых, где будет Дом текста. Потом мы закроем на реставрацию главное здание, под которым должно появиться пространство в 6 тыс. кв. м, Галерею искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, Отдел личных коллекций и усадьбу Лопухиных.
– В 2017-м ГМИИ показывал выставку «Сокровища Нукуса», это происходило в трудные для нукусского музея времена – через полтора года после увольнения многолетнего, очень авторитетного директора Музея им. Савицкого Мариники Бабаназаровой (см. «НГ» от 06.04.17), которое вызвало опасения за судьбу музея и коллекции. Недавно новым директором экспертный совет выбрал Тиграна Мкртычева, который больше десяти лет был замдиректора по научной работе в Музее Востока. Арт-сообщество, кажется, вздохнуло с облегчением и приветствовало этот выбор. Ваше сотрудничество с нукусским музеем продолжится?
– Наши сотрудники ездят в Нукус и помогают реставрировать произведения. Выставка, которую мы показали, была очень важной и вызвала огромный интерес. Но есть еще очень много произведений, которые должны быть показаны, так что мы надеемся на сотрудничество.
комментарии(0)