0
3089
Газета Культура Интернет-версия

06.04.2017 00:01:00

Кладезь авангарда с берегов Амударьи [+ФОТО]

Тэги: выставка, авангард, сокровища нукуса, гмии, москва


Нукусский музей называют «Лувром в пустыне».	Фото автора
Нукусский музей называют «Лувром в пустыне». Фото автора

Выставка «Сокровища Нукуса. Из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого (Узбекистан)» готовилась, видимо, быстро. В начале февраля в Москве прошла встреча чиновников от культуры обеих стран, и директор ГМИИ Марина Лошак отправилась в Нукус. Сейчас на Волхонке, и освободив на время от экспонатов зал Древней Греции главного музейного здания, и в пространстве Отдела личных коллекций, показывают 250 произведений из выдающегося нукусского собрания авангарда, русского и туркестанского, дополнив их археологическими экспонатами и окружив красочными узбекскими одеждами. Вчера вечером выставку должны были посетить президент России Владимир Путин и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.  

Красивая выставка в ГМИИ открылась спустя полтора года после скандально некрасивой истории. В августе 2015-го была уволена директор Музея Савицкого Мариника Бабаназарова, преемница основавшего в 1966-м музей художника, этнографа и коллекционера Игоря Савицкого, она руководила институцией с 1984 года. Об этом писали мировые СМИ – под угрозой оказалось уникальное собрание: профессиональное сообщество, считавшее Бабаназарову гарантом сохранности коллекции – которую, за неимением полного электронного каталога, многие знают как богатейшую – по рассказам, а не по точным цифрам, – теперь обеспокоено судьбой произведений. Переехавший из Москвы в Каракалпакию Савицкий, собиравший в том числе и русский авангард, тем самым буквально спасал «формалистические» произведения. Музей его имени сегодня зовут «Лувром в пустыне».

Смотришь – как достаешь сокровища из сундука. Рядом висят две колористически энергичные беспредметные «Композиции» Ивана Кудряшова, двигавшего в свое время авангард в массы в Оренбурге (он был одним из создателей местного «филиала» Уновиса – объединения «Утвердители нового искусства», созданного Малевичем в Витебске), 1925-го и 1961-го (!), поскольку в поздние годы Кудряшов делал повторы ранних своих работ. В узбекской прессе пишут, что в Нукусском музее хранится не то под три, не то за три сотни кудряшовских произведений – точно не известно, а электронного каталога опять-таки нет. Тут есть кубофутуристические графические экзерсисы Любови Поповой, неопримитивистские, звонкие в бубнововалетном духе картины Алексея Моргунова «Кузьминки» и «Мясная лавка». И сезаннистский натюрморт одного из зачинателей «Бубнового валета» Александра Куприна (правда, уже 1921 года). Есть живописные восточные мотивы Роберта Фалька. Много Александра Шевченко. Есть вещи французского периода Климента Редько – уже просто лирические сценки то с писающим мальчиком, то с овернскими крестьянами, не вспоминающие радикализм и новаторство его знаменитого «Восстания» 1925 года из Третьяковки, которое коллекционер Георгий Костаки окрестил «картиной века».

А есть совсем другое. Фанера, на ярко-красном фоне написанное почти иконописно лицо, огромные глаза и, как говорят как раз про иконопись, самопогруженность. Владимир Комаровский в императорской России носил графский титул, учился в Париже, занимался, как видно и по этому его автопортрету 1920-х, иконописью. В сухой биографической справке перечислены факты: «подвергался арестам по обвинению в контрреволюционной деятельности в 1922, 1925, 1931, 1934, 1937. Расстрелян».

Так называемый туркестанский авангард – это и сочные по цвету, монументальные по характеру холсты хорошо известного и в России Александра Волкова, собравшего в «Бригаду Волкова» многих узбекских художников, около 1930-го сжегшего большую часть дореволюционных своих произведений. И не менее известный Виктор Уфимцев, путь в искусстве начавший с учреждения футуристической группы «Червонная тройка», а ставший в итоге одним из основателей Союза художников Узбекистана. В Пушкинском показывают, в частности, его небольшой холст «К поезду» 1927 года: в резком «родченковском» ракурсе дан сверху вниз охристый силуэт девушки в узбекском костюме, и ее статичность контрастирует и с диагоналями рельсов, и с диагоналями рамы, избавившейся от прямоугольности и обратившейся в какой-то почти супрематический силуэт. И здесь же – вспоминающий в 1935 году фовистские натюрморты Матисса Урал Тансыкбаев со своим оранжево-синим и красно-зеленым «Кумганом».

Но это не все. Помимо символа Музея Савицкого, лысенковского холста «Бык», впервые уехавшего из Нукуса, в Москве показывают, с одной стороны, тихое, лирическое искусство Михаила Соколова, серебристо-серые, жемчужные пейзажи и натюрморты. Один из них, написанный в конце 1930-х, – «Зимний вечер» с рекой и тающим в дымке зданием за ней – словно «ответ» давшей имя импрессионизму хрестоматийной картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» 1872 года. А с другой стороны, в Москве гастролируют картины художников, для которых Узбекистан был этапом в жизни, как, к примеру, нежнейшие, с какими-то пастельными переходами, хотя и маслом написанные жанровые композиции Елены Коровай (работавшей в театрах Узбекистана и участвовавшей в учреждении Самаркандского отделения Союза художников СССР) – то с бухарскими женщинами, то с печальными красильщиками, возящимися около какой-то посудины с синей краской. Неподалеку – «В чайхане», созданная мужем Коровай Михаилом Курзиным, который, как и она, в Узбекистане работал театральным художником.

Живопись то контрастная, именно что – приходится повторить это слово – энергичная, то нежная, приглушенной палитры, отражается в витринах с узорчатыми узбекскими костюмами. Нарядно, даже празднично. Хотелось бы надеяться, что нынешняя выставка – еще один сигнальный звонок для того, чтобы обратить внимание – и чиновников в первую очередь – на ситуацию вокруг собрания, на необходимость самого бережного хранения нукусской коллекции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
968
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
922
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
774
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
876

Другие новости