Экспозиция позволяет понять, как далек оказался результат строительства от начальной концепции. Фото Юлии Захаровой/ГТГ
Одним из авторов проекта и главным архитектором здания на Крымском Валу 10, которое прежде делили Третьяковская галерея и Центральный дом художника (ЦДХ) и которое теперь полностью перешло в ведение музея, был, как известно, Николай Сукоян (1915–2009). Этим летом Вероника Сукоян подарила Третьяковке архив отца – больше 1000 предметов. 120 из них представлены на выставке «Новая Третьяковка. Начало. Дар В.Н. Сукоян» (куратор Софья Аксенова, помощник куратора – Александра Рощук, дизайн экспозиции – Александр Годованец).
В 2023 году здание Новой Третьяковки до 2027–2028 года закроется на реконструкцию, которой займутся знаменитый голландский архитектор Рем Колхас и сотрудники бюро «Резерв» под руководством Семена Ламдона и Владимира Плоткина (см. «НГ» от 20.02.18). А пока площадка живет своей жизнью, в «Ночь кино» здесь открылись кинозалы, а незадолго до того завершился первый этап обновления постоянной экспозиции искусства XX века – зала авангарда на четвертом этаже. Как раз их и предваряет теперешняя выставка об истории здания.
Вихрастый красавец с дружеского шаржа (увы, неизвестного авторства) стал центром выставочной вселенной в два зала. Вокруг портрета кипит работа, судить об этом можно по архивным документам. История строительства и бытования здания на Крымском Валу изобилует перипетиями, а в осуществленном проекте многое осталось за скобками задуманного. Об этом рассказано в семи экспозиционных разделах: «Об архитекторе Н.П. Сукояне», «Лаборатория архитектора», «1956–1962», «1962–1979», «1979–2008», «Неосуществленные замыслы», «Материалы».
В 1956-м Третьяковской галерее и Союзу художников (СХ) были выделены участки земли под строительство новых зданий, и первоначально это должны были быть две автономные площадки (пространство Третьяковки, ориентированное на Москву-реку, так что вход в набережной считался главным, – и пространство СХ, ориентированное на Крымский Вал). Но, как это часто бывает, в рамках оптимизации бюджета в 1962-м из двух строений велено было сделать одно (обе площадки сейчас воспроизведены на архивных документах и на сделанном к выставке макете). Проектом занимались шесть архитекторов, руководил работами Юрий Шевердяев, а Николая Сукояна назначили главным архитектором. Еще на первоначальном этапе вокруг зданий предполагалось разбить парк искусств, а сами здания должны были быть согласованы с входной зоной в Парк Горького через дорогу.
Та часть, что финансировалась СХ, была сдана раньше, в 1977-м, и два года спустя там открылся ЦДХ. Завершена стройка была в 1986 году, но еще за шесть лет до того, к Олимпиаде, здание появилось на картах города. Долгострои – дело в стране привычное, но с этим проектом время сыграло злую шутку – решили, что его нужно дорабатывать, в 2000 году объявили конкурс, в котором участвовал и Сукоян (на выставке показывают его проектные чертежи здания с куполом и башней). История снова затянулась, а в 2008-м разразился скандал с проектом сноса здания и строительством вместо него многофункционального, включавшего элитное жилье и гостиницу, комплекса «Апельсин» по проекту архитектора Нормана Фостера (см. «НГ» от 11.04.08 и 26.02.09).
Но главное в теперешнем показе – то, что на полях, будь то на полях строительства или оставшееся на полях истории, не случившееся. Например, взаимодействие архитектуры со скульптурой: фасады здания должны были украшать рельефы и скульптуры – аллегории видов искусства – и мозаичное панно. Была даже идея установить на Крымском Валу «Рабочего и колхозницу». Внутри должны были быть не только лестницы, но и эскалаторы, а освещенность на уровне второго яруса должна была регулироваться в том числе благодаря тому, что там планировались жалюзи. Но если отмотать время назад, когда проект только создавался, там вы найдете альбом с вырезками, зарисовки и выписки («Делайте возможно проще, сколько бы это ни стоило» – слова Миса ван дер Роэ, выписанные Сукояном на одном листе с зарисовками разных конструкций, например, Марсельского дома – так называемой жилой единицы Ле Корбюзье). Работая над документальным обоснованием концепции зданий на Крымском Валу, начиная с 1957 года архитекторы ездили в Италию, Польшу, Чехословакию, Финляндию, Францию, Великобританию, США и Грецию. Сегодня здание сравнивают и с венецианским Дворцом дожей, и с Новой национальной галереей в Берлине, и с Мемориальным музеем мира в Хиросиме, но в работе было гораздо больше архитектурных образцов, от афинского Парфенона до нью-йоркского Музея Гуггенхайма.
«Новая Третьяковка. Начало...», как уже говорилось, сейчас открывает обновленную постоянную экспозицию искусства авангарда. Одни залы переходят в другие, история здания продолжается историей того, чем оно живет. Теперь в музее сделали монографические залы, посвященные, в частности, коллекционеру Георгию Костаки, зал Павла Филонова и объединения МАИ («Мастера аналитического искусства»), зал Татлина, а еще впервые бок о бок оказались два из четырех «Черных квадрата» Малевича. Рядом с первым, 1915 года (его скоро перенесут в другие залы на выставку «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры», которая откроется 23 октября), висит третий вариант 1929-го, сделанная Малевичем к своей выставке в Третьяковке копия.
комментарии(0)