Случайные попутчики – еще секунда, и они познакомятся в танце. Фото с сайта www.teamuz.ru
В Московском театре мюзикла – гастроли канадской труппы из Монреаля. Театр Михаила Швыдкого и Давида Смелянского, можно сказать, театрально-цирковую компанию «7 пальцев» («The 7 fingers») для России открыл. В репертуаре театра – «Принцесса цирка», поставленная одним из создателей «7 пальцев» Себастьяном Солдевильей (см. «НГ» от 20.10.16). И вот теперь мировую премьеру их новой постановки «Пассажиры» показывают в бывшем кинотеатре «Россия» на Пушкинской площади.
Артисты и режиссеры «7 пальцев» так или иначе связаны в своей биографии с национальной цирковой школой Канады. И хотя их индивидуальный стиль – в камерных акробатически-танцевальных постановках, а не масштабных красочных шоу, как в «Цирке дю Солей», философия едина. Новый цирк – это искусство метаморфоз человеческого тела, никоим образом не связанных с дрессировкой животных. В России мало кто им занимается, поэтому не случайно с новой силой недавно разгорелся скандал двух мировоззрений – западного и российского, когда Эдгард Запашный запротестовал против потенциальной идеи резиденции или активных гастролей «Цирка дю Солей» в Москве. А в ответ от просвещенной общественности получил отповедь в духе «А вы все еще мучаете животных»…
В «Пассажирах» (автор идеи – Шена Кэрролл) всего восемь артистов. Их сольные номера скреплены незамысловатым повествованием о путешествии каждого в поезде жизни – к туманной, неизведанной цели. Все мы – пассажиры. И какой будет развязка, финал пути – никогда не известно наверняка. Сценарий, возможно, оставит русскую публику (хочется надеяться, привыкшую к сложным театральным сюжетам) равнодушной – романтические мотивы дороги к мечте и жанровые эпизоды в бродвейском духе (от игры с чемоданами до диалогов о теории относительности, которая говорит нам о том, что время для каждого течет по-своему) цельную картину не составляют. Зато атмосферно обрамляют акробатические бенефисы.
В этом смысле «Реверс» (см. «НГ» от 09.04.18) – похожая международная постановка Московского театра мюзикла – создан как раз очень мудро: вереница трюков «оправдывается» историей о том, как группа людей оказывается заперта в замкнутом пространстве. Их попытки выбраться на свободу и выжить в борьбе за место под солнцем идейно держат в напряжении до самого финала.
Но музыка, свет, видео у канадцев – все на месте. Жесткая, местами даже грубая цирковая природа эстетизирована, смягчена нежностью ретро, жизнерадостными брызгами музыки кантри и плавными «перекатами» contemporary dance. А классические цирковые номера без фанфар, трико и поклонов на арене выстраиваются в единое полотно, когда кажется, что для того, чтобы преодолевать законы гравитации, актеры разгадали особый секрет, так легко выглядят их полеты под колосниками без страховки.
К артистам прикипаешь сразу – их обаяние и энергетика, безусловно, подкупают. К мировой премьере в России труппа, кстати, подошла основательно. Публика бурно аплодировала не только сложнейшим виражам и трюкам, но и честным попыткам актеров чисто произнести специально выученные на русском языке фразы и словечки из сценария.
Хочется рассказать о каждом. Рыжая бестия Фрея Уайлд крутит хулахуп. То талией несколько обручей одновременно на разном расстоянии друг от друга, будто закутывая себя в кокон, то в один момент распределяя их на все части тела – обе руки, ноги и туловище. А в тройных пирамидах, когда один становится на голову другого, а следом еще третий, она наравне с мужчиной может стоять атлантом с самого низа и держать еще одного парня и девушку на своих плечах. Мод Парен – каучуковая фея. Ходит ногами вокруг своей головы, положенной на планшет сцены, выгибается мостиком в невиданные стороны на сцене и в воздухе – на кольце, обвивает себя конечностями, будто без костей. Комик-жонглер Серено Агилар Иццо миксует десяток мячиков, засовывая их даже под футболку так, что один прыгает под тканью на груди, отталкиваясь от локтей, пока заняты ладони, а другой прячется (и не падает!) на спине. Изящная Сабина ван Ренсбур – королева трапеции. Она летает между «качелями» наверху и ловящей ее командой снизу, без страха отрываясь, опрокидываясь и снова перелетая на несколько метров ввысь. А Луи Жоаль летает, подхватываемый лишь сильными руками партнера (Самуэля Рено) на неподвижной трапеции, раз в несколько десятков секунд. «Канатоходец» Брин Шоллькопф растягивается в шпагате на натянутой проволоке и ходит по ней, как по земле, а Конор Уайлд бегает по вертикальному шесту, «китайской мачте», как по горизонтальной плоскости.
В канадцах, кажется, течет особая кровь – через полтора часа они так же улыбчивы и невесомы, и только чуть утрированное дыхание – с его коллективной «настройки» они начинают представление – иронично разрушает иллюзию об их сверхспособностях.
комментарии(0)