После реставрации работы словно выходят из тьмы на свет. Фото агентства «Москва»
Юбилейной выставке в 140 экспонатов из 50 музеев отдано два этажа Центра Грабаря – она представляет все реставрационные мастерские этой институции и три филиала – в Архангельске, Вологде и Костроме. Здесь есть константинопольские иллюминированные рукописи, самые ранние из сохранившихся кенозерских «небес», «охотничий» шкаф со старательно вырезанными из дерева фигурками псов у основания, врубелевский этюд к «Демону сидящему» и много чего еще. Помимо самой выставки вместе с экскурсией можно попасть даже в мастерские, где работают реставраторы. А в конце ноября в Центре Грабаря пройдет IX Международная научная конференция «Грабаревские чтения».
Казалось бы, очень простой принцип «было – стало» производит сильное впечатление. Про «было» здесь рассказано в комментариях рядом с работами, «было» показано и на фотографиях. Словно день и ночь, вернее, как раз наоборот, воспринимаешь одно из панно, некогда приписанных венецианскому художнику XVIII века Доменико Фоссати: сильно пострадавшая во время пожара «Репетиция оркестра» после реставрации буквально вышла из тьмы на свет. Или вот, к примеру, выставляют рисунок «Обнаженная» любимого ученика Репина – Николая Фешина. Редкое графическое произведение русского периода (в 1923-м он уедет в Штаты), случайно найденное в 1950-х «в ворохе бумажного мусора» художником-монументалистом Дервизом. Был – потемневший, местами «скукожившийся», местами порванный лист, на котором, как выяснилось в ходе исследований, изображена жена Фешина.
Здесь показывают разные вещи – порой некоторые вроде деревянной скульптурной группы предположительно XVIII века «Воскресение Христово» из Переславля-Залесского на сегодняшний взгляд представляются почти курьезными. Там с барочной патетикой римские воины дивятся Воскресению, но курьез – не в их несколько наивных жестах, а в том, что лицом кое-кто сильно напоминает первого российского императора. И показывают вещи поразительные – вроде крохотной, 11 на 8 см, но толстой иллюминированной рукописи «Деяния и Послания апостолов с Апокалипсисом» из Научной библиотеки МГУ. Смотришь на этикетку: 1072 год, Константинополь, Писец – царский нотарий Михаил Панергис... Фарфор, в том числе мейсенский, китайский веер – восстановлены подчас из кусков. Скульптуры Конёнкова, портрет неизвестного кисти Василия Шухаева (и необычный тем, что отличается от хрестоматийных работ художника). Или вот в одном из залов главенствует «опрокинутое» на зрителя «небо»: фактически это деревянный сложносоставный свод, какими известно Кенозерье. Их сохранилось 17, это – самое раннее из уцелевших – происходит из часовни Тихвинской иконы Божьей Матери деревни Хвалинская. Часовня стала магазином, а роспись нашли случайно – увидели фрагмент, когда демонтировали свод, рассказывала в интервью «НГ» заместитель гендиректора по научной, методической и выставочной работе Центра Грабаря Ольга Темерина (см. «НГ» от 27.08.18).
Истории произведений «нанизаны» на пространство Центра Грабаря. В пору, когда выставки все чаще стремятся обратить в «блокбастеры», снабженные заголовком «шедевры...», в пору куратора и выставочного сценографа, селфи и must see, – здесь показывают изнанку жизни искусства, о которой мало кто много задумывается. Судя по экспликациям, реставраторы не могут позволить себе быть сентиментальными, подписи напоминают медицинскую карту: с каким «диагнозом» экспонат приняли, какие работы проведены, часто – что уточнили по поводу атрибуции. Сухо и лаконично. Все это, если отталкиваться и от заглавия юбилейной выставки, – еще и изнанка вечности.
Сто лет назад Центр Грабаря стал первой институцией, начавшей развивать и прививать принципы научной реставрации. Игорь Грабарь инициировал учреждение Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, как тогда назывался центр (Всероссийским художественным научно-реставрационным центром он стал в 1974-м, а с 1960-го носил имя основателя). Именно здесь тогда реставрировали знаменитые иконы «Богоматерь Владимирская» и «Спас Златые власы», произведения Андрея Рублева... А в 1934-м мастерские расформировали – на 10 лет... Если взять времена более близкие, то в 2002 году в рамках мастерской реставрации деревянной полихромной скульптуры появилось новое направление – нетрадиционных направлений в реставрации. В 2006-м Центр Грабаря переехал в нынешнее здание на улице Радио, в котором в 2010-м случился страшный пожар... В начале этого года Центр Грабаря открыл в Пречистенском переулке «Иконотеку Адольфа Николаевича Овчинникова» – в здании, где жила и работала скульптор Вера Мухина (см. «НГ» от 21.02.18). Там теперь показывают сделанные реставратором копии фресок многих древних церквей.
комментарии(0)