В новом сезоне в команду композитора и драматурга добавился еще и режиссер. Фото Киры Малининой
Основная цель «КоOPERAции» – объединение молодых композиторов и драматургов, которые в ходе исследования живого театрального процесса представляют на суд публики небольшие оперы. Творческий и образовательный проект, придуманный режиссером Екатериной Василевой и музыковедом Наталией Сурниной, впервые заявил о себе летом прошлого года.
Начались репетиции и всевозможные поиски для воплощения замысла. В ходе проекта участникам лаборатории устроили курс лекций и мастер-классов от музыкальных критиков, музыкантов и других специалистов в области оперного искусства. А уже в октябре восемь креативных пар под руководством Екатерины Василевой продемонстрировали свои работы на Малой сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ). Вечер премьер, состоявшийся в рамках программы фестиваля «Видеть музыку», вызвал разные реакции, но ясно было одно – проект требует продолжения (см. «НГ» от 16.10.17).
И это случилось. Новая «КоOPERAции» начала действовать по иному сценарию. Во-первых, в команду композитора и драматурга добавился еще и режиссер – итого 18 участников, разделенных на тройки. Исполнять свежеиспеченные музыкальные партитуры будет все тот же «ГАМ-ансамбль» под руководством Олега Пайбердина, но не исключено, что к ним добавится пара коллективов. Во-вторых, теперь показ спектаклей пройдет в два этапа: в декабре зрители увидят шесть опер в статусе work-in-progress, в июле 2019 года – уже полностью оформленные музыкально-театральные композиции. И если площадкой для предварительного действа выступит все та же Малая сцена МАМТ, то для просмотра полноценных опер «КоOPERAции» нужно поехать в арт-парк «Никола-Ленивец», расположившийся на территории деревни с одноименным названием.
Со следующего года оперная лаборатория войдет в программу фестиваля ландшафтных проектов «Архстояние», богатого арт-объектами, инсталляциями и перформансами на природе. Возможно, главной трудностью станет реализация опер в поистине спартанских условиях фестиваля, где большинство гостей не столько вдохновляются современной архитектурой, сколько отдыхают в палатке и жарят шашлыки. Как рассказывать истории языком музыки и драмы и погрузиться в них зрителю, когда любой звук перекрывает бодрый голос ведущего развлекательного шоу на берегу озера?
Впрочем, на презентации «КоOPERAции», кажется, об этом не задумывались. Шесть творческих команд представили первые «спойлеры» журналистам, которые (это не шутки) встретились в маршрутке и проделали героический путь в Калужскую область ради того, чтобы узнать планы композиторов, драматургов и режиссеров. Приятно, что география участников в этот раз значительно расширилась: помимо россиян в проекте заявлены представители Украины, Польши, Германии. Кстати, все они, как и в прошлом году, прослушали блок лекций, посвященных, собственно, опере: последнее занятие незадолго до встречи с гостями провел куратор фестиваля «Infektion!» в StaatsoperBerlin Роман Ригер.
Каждое трио щедро поделилось подробностями своего замысла. У кого-то из лаборантов сформировалась только приблизительная идея, а кто-то оказался полностью готов – как, например, композитор Николай Попов и режиссер Алексей Смирнов, которые уже могли бы представить свою мультимедийную оперу в павильоне-шатре. Некоторые вдохновились пространством арт-парка: так, идея оперы-мистерии Аси Чащинской, Адриана Мокану и Даны Жанэ возникла благодаря впечатляющему виду местного озера – предположительно, около него и состоится показ. А Сергей Морозов, Екатерина Бондаренко и Алиса Каца остались под большим впечатлением от конструкции и акустических возможностей павильона шишек. Трио в лице Капитолины Цветковой-Плотниковой, Оле Хюбнера и Киры Малининой заинтриговало концепцией «спектакля-матрешки», суть которой, правда, пока описать довольно проблематично.
Андрей Иванов, Елизавета Бондарь и Дмитрий Бученков обратились к недавней реальной истории спасения детей из таиландской пещеры – на первый взгляд, нас ждет нечто вроде вербатима, но авторы придерживаются законов традиционного оперного спектакля-нарратива (Дмитрий Бученков, композитор, обещает придумать даже лейтмотивную систему). Не исключено, что самой резонансной и обсуждаемой станет работа Юрия Квятковского, Жени Беркович и Артема Пысь, посвященная… виртуальным ботам и процессу создания программ, имитирующих желания человека. И если на грядущем «Архстоянии» этот спектакль точно приживется, то для театра Станиславского станет экспериментом – куда более радикальным, чем недавний музыкально-театральный дебют Константина Богомолова с ораторией Генделя.
Никола-Ленивец – Москва
комментарии(0)