Марина Лошак подпишет соглашение о сотрудничестве с несколькими американскими музеями. Фото предоставлено пресс-службой ГМИИ
«Пушкинский XXI» – направление деятельности ГМИИ, которое существует давно, хотя официальный статус получило лишь весной в преддверии выставки на 57-й Венецианской биеннале (см. «НГ» от 17.04.17). Сейчас, что выглядит логичным продолжением деятельности музея на ниве contemporary art, объявлено о «создании первой в России коллекции медиаискусства» при поддержке одной известной компании. Пока это заявление лежит больше в плоскости планирования, но появление его в том числе и в контексте нынешнего состояния музейной сферы, думается, симптоматично.
Ни рубля из бюджетных средств – это, пожалуй, был один из ключевых моментов прошедшей пресс-конференции. Насколько можно было понять, приобретать произведения медиаискусства – в первую очередь это касается видеоарта – будут с помощью партнерской компании и, вероятно, других спонсоров. Министерство культуры, надо полагать, будет радо. Как известно, с госсредствами вообще и на музейные закупки в частности сейчас, мягко говоря, туго – музеям давно предлагают зарабатывать самостоятельно. Тем временем работы современных художников и даже молодых современных художников могут разойтись по разным собраниям, пока у музея нет средств на их приобретение. Крупные институции – будем говорить о московских – ищут разные пути не решения, конечно, а смягчения этой проблемы. В Третьяковке в 2017-м запущена программа «Меценаты и дарители – Третьяковской галерее», сфокусированная на искусстве XX–XXI веков. Недавно директор ГТГ сказала, что у них в планах открыть музей частного собирательства – сейчас идет разработка его концепции. Учрежденный еще в 1985-м Ильей Зильберштейном и Ириной Антоновой музей, а ныне Отдел личных коллекций Пушкинского – давно неотъемлемая часть ГМИИ.
Теперь тут объявлено о собирании медиаискусства, и речь идет не только о XXI веке – в итоге эту коллекцию мечтают выстроить исторически, включив сюда и эксперименты века XX. Это сегодняшний ответ Пушкинского. И дело тут, думается, не только в осовременивании музея, но и в том, что часто это принципиально проще.
Курировать эту часть собрания Пушкинского будет Ольга Шишко. Один из самых известных в России специалистов по видеоарту, она еще в 1999-м организовала центр «МедиаАртЛаб», проводила медиафорумы в рамках Московского международного кинофестиваля и много чего еще. В Пушкинском Шишко как раз руководит отделом кино- и медиаискусства, который провел в музее несколько выставок, некоторые работы для них создавались специально. Вместе с директором Мариной Лошак она была сокуратором экспозиции ГМИИ на Венецианской биеннале.
Заявкой на формирование своего собрания медиаискусства ГМИИ намерен занять собственную нишу. К примеру, Зельфира Трегулова в интервью «НГ» говорила, что в Третьяковской галерее «вообще нет видеоарта, первая приобретенная работа – видео группы «Синий суп», предварявшее выставку Айвазовского» (см. «НГ» от 04.09.17). Пушкинский как музей мирового искусства заинтересован в приобретении и мировых, и российских работ. Как это будет работать? Это будут, говорят в музее, «произведения, созданные на основе собрания музея, сайт-специфические проекты и работы, осмысляющие классическое искусство, используя для этого новейшие технологии». В 2018-м в коллекцию войдут произведения художников Гари Хилла, Йонаса Мекаса, Марианне Хеске. А сейчас уже вошел видеотриптих российской группы «Провмыза» (Сергей Проворов и Галина Мызникова) – медитативные «Отчаяние», «Воодушевление» и «Вечность», как пишут в ГМИИ, с аллюзиями на классическое искусство. Показывают видео в 31-м зале на выставке «Провмызы» Post-mortem Monography. Впредь там будут демонстрировать новые медиаприобретения, а проведенный в ГМИИ в понедельник перформанс «Провмызы» Post-mortem Monography тоже станет частью музейного собрания. Кроме того, в сентябре Пушкинский в качестве спецгостя и в статусе «Музея года» представит свою коллекцию на ярмарке современного искусства Cosmoscow и при участии одноименного Фонда поддержки современного искусства получит в дар российскую работу. Какую – пока не сообщается.
По словам Ольги Шишко, видеоработа бытует обычно в количестве от трех до пяти копий. Создание коллекции медиаискусства – это не просто возможность сотрудничества с разными мировыми институциями, но и с музеями США, выставочный обмен с которыми из-за споров о библиотеке Шнеерсона давно заморожен. Еще в декабре Марина Лошак объявила о том, что с несколькими американскими музеями ГМИИ подпишет соглашение о сотрудничестве. Тогда упоминались Гетти и LACMA (Музей искусств округа Лос-Анджелес), с последним будет формироваться совместная медиаколлекция. Это значит, что кураторы LACMA и ГМИИ выбирают художника для какого-то проекта, а произведение потом остается в собрании и одного, и другого музея, что не является никаким нарушением, поскольку медиаработа физически не пересекает государственных границ. В комментарии «НГ» Марина Лошак сказала, что соглашение с LACMA подпишут в сентябре.
комментарии(0)