0
4012
Газета Культура Интернет-версия

16.03.2015 00:01:00

Он занимался Россией, а не политикой

Версия для печати
Обсудить на форуме

Тэги: литература, валентин распутин, некролог


литература, валентин распутин, некролог Автор «Прощания с Матерой» на берегу Байкала. Фото РИА Новости

В Москве накануне своего 78-летия умер прозаик и драматург, публицист и общественный деятель Валентин Григорьевич Распутин. Один из классиков, как его давно называли, деревенской прозы.

Русская деревня умерла раньше ее певцов, деревенская проза – одно из немногих живых явлений советской литературы.

Белов и Астафьев, Шукшин и Можаев, Крупин и Абрамов, отчасти и Солженицын («Матренин двор») – писателей много, всех не назвать. В перестройку многие разругались, разошлись по разным лагерям. Потому что от литературы перешли к публицистике, что всегда губит и литературу, и литераторов. Или, если не губит, сильно портит, отравляет им душу и талант.

Распутин последнее время много болел, у него не так давно умерла жена, а до того – в авиакатастрофе погибла дочь. Прощание с ним пройдет в Москве, а похоронят писателя на родине, в Иркутске. Отпевание совершит патриарх Кирилл.

* * *

Деревенщики, по сути, и не писали про деревню, писали про гибель и уничтожение ее. Между тем с советской властью не враждовали. Спорили и упрекали, но не боролись.

Распутина, стоит отметить, награждали и при Брежневе, и при Горбачеве, при Ельцине больших государственных наград, кажется, не было, в наши дни, впрочем, все опять вернулось. 

Он – Герой Соцтруда, кавалер двух орденов Ленина и двух орденов «За заслуги перед Отечеством», дважды лауреат Государственной премии СССР (при Брежневе и при Горбачеве) и лауреат Государственной премии России, Премии Солженицына и множества других, самых разных.

«Распутин, – писал Солженицын, – из тех прозорливцев, которому приоткрываются слои бытия, не всем доступные и не называемые им прямыми словами».

Хотя говорил, особенно в постсоветский период, Распутин и прямыми словами. Не жаловал он постсоветский период, даже в нынешнем его виде. Поддерживал Зюганова, активнее всего выступал против действующего порядка, конечно, в 90-е.

В то же время был той фигурой, той личностью, таким писателем, которого продолжали любить и ценить его «политические» противники. Берем в кавычки, ибо не занимался Валентин Григорьевич Распутин политикой.

Валентин Григорьевич Распутин не политикой занимался, а Россией. И большой своей родиной, и малой.

* * *

Родился Распутин в селе Аталанка Усть-Удинского района Восточно-Сибирской области, там и провел детство. После строительства Братской ГЭС деревня попала в зону затопления, о строительстве другой ГЭС, Красноярской, он потом написал много очерков. Учился в Иркутском госуниверситете на год позже Александра Вампилова, во время учебы начал работать в молодежной газете. На совещании молодых писателей Сибири Распутин произвел фурор и сильно впечатлил советского прозаика Чивилихина, который и стал его крестным отцом (из русских классиков учителями Распутин считал Достоевского и Бунина). После совещания его начали печатать в Москве, приняли в Союз писателей, одна за другой вышли первые книги и крупные публикации, в том числе «Деньги для Марии» (1968), «Последний срок» (1970), «Уроки французского» (1973), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1978)… Многое попало в школьную программу.

Последнее произведение Распутина, вызвавшее довольно бурное обсуждение, – повесть «Мать Ивана, дочь Ивана» (2004). Она вышла сначала в так называемых патриотичных изданиях, потом отдельной книгой, попав в шорт-лист премии «Национальный бестселлер», и получила китайскую награду «Лучший зарубежный роман XXI века». Повесть по сюжету – эдакий «Ворошиловский стрелок» в женском изводе и со слегка ксенофобским настроением. Юная дочь героини работает на рынке, где ее похищает, удерживает и насилует торговец-азербайджанец. Преступника задерживают, но слуги Фемиды готовятся выпустить его под залог. Тогда оскорбленная мать проносит в здание прокуратуры обрез, убивает насильника и попадает в тюрьму. Несмотря на свой консервативный и даже правый уклон, Валентин Распутин и здесь остается большим писателем. Сомнительная дидактика уходит на второй план, а на первый выдвигаются сочные, живые, художественные детали.

В общем, Распутин-писатель как будто стоит совершенно отдельно от Распутина-гражданина. Распутин-писатель – классик, которого мы еще долго будем перечитывать. Распутин-гражданин – и глупо это отрицать – оставался искренним сталинистом и противником демократизации. Однако – об ушедших либо хорошо, либо…

* * *

Валентин Распутин был грустным художником. Тексты его острые, трагические. Он писал о том, о чем до него в советской прозе мало кто решался заговорить. Гибель ангарской деревни, обреченной на затопление во время строительства Братской ГЭС (как не вспомнить его родную Аталанку). Смерть старухи, к которой съезжаются проститься дети. Попустительский, наплевательский, почти мародерский дух на горящих складах в переселенной деревне. Женщина, измученная своим двусмысленным положением (скрывала дезертирство мужа во время войны) и топящаяся в Ангаре.

Социальная депрессия для русского писателя питательна. Многие новые писатели продолжают ориентироваться на распутинские темы. Тем более что материала у нас на родине достаточно.

* * *

Напоследок немного лирики, что ли.

Не самая известная вещь Распутина, но одному из нас глубоко запомнившаяся еще с детства – рассказ «Рудольфио». Точнее, разумеется, не рассказ, а снятый по нему короткометражный фильм Динары Асановой. Сейчас бы – и за рассказ, и за фильм всех авторов, если бы и не сожгли у Кремля, то досталось бы им более чем крепко – за «педофилию». Разумеется, и рассказ, и фильм – вещи совершенно невинные и светлые, но в наше дикое время разве кого-нибудь волнуют подобные мелочи. Сюжет прост: школьница полюбила взрослого человека (его, кстати, играет Юрий Визбор). Все, повторимся, невинно, чисто и, в общем, совершенно правильно, герой Визбора (его зовут Рудольф, а ее, как нетрудно понять, Ио). Сюжет пересказывать не будем, отметим только, что проза в данном случае – совершенно городская. Как у Нагибина и Трифонова.

Странно? Пожалуй. Но всего страннее и загадочнее смерть. Особенно – смерть писателя. Наверное, потому, что писатель (если он настоящий) все равно бессмертен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1815
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1672
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1961
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
1046

Другие новости

загрузка...