Многие известные деятели российской культуры уже высказались против этого назначения. Мы, нижеподписавшиеся, также считаем это решение необдуманным и неправомочным, с одной стороны, и пагубным для судьбы Академии, с другой", после этого предисловия авторы петиции считают нужным сказать, что "все культурное сообщество нашей страны с большим уважением относится к незаурядному творческому таланту народного артиста России Н.М. Цискаридзе. Он не только выдающийся танцовщик, но и любимое публикой и узнаваемое широкой общественностью «медийное лицо». Однако пост ректора Академии требует от кандидата и целого ряда других качеств. Ректор Академии Русского Балета – это должностное лицо, которое отвечает за административный, учебный и хозяйственный процесс в ВУЗе, где обучается более 600 студентов и где преподают около 100 педагогов".
Петиция в связи с назначением Н.Цискаридзе на должность ректора Академии Русского Балета им. А. Я. Вагановой.
Данная петиция составлена в связи с недавней сменой ректора Академии Русского Балета им. А. Я. Вагановой в г.Санкт-Петербурге, что вызвало серьезный общественный резонанс .
Приказом Министерства культуры Российской Федерации ректором был назначен экс-премьер Большого театра Николай Цискаридзе. Многие известные деятели российской культуры уже высказались против этого назначения. Мы, нижеподписавшиеся, также считаем это решение необдуманным и неправомочным, с одной стороны, и пагубным для судьбы Академии, с другой, и считаем своим гражданским долгом изложить и обосновать свое мнение публично.
Все культурное сообщество нашей страны с большим уважением относится к незаурядному творческому таланту народного артиста России Н.М.Цискаридзе. Он не только выдающийся танцовщик, но и любимое публикой и узнаваемое широкой общественностью «медийное лицо». Однако пост ректора Академии требует от кандидата и целого ряда других качеств. Ректор Академии Русского Балета – это должностное лицо, которое отвечает за административный, учебный и хозяйственный процесс в ВУЗе, где обучается более 600 студентов и где преподают около 100 педагогов. Ректор руководит всем процессом обучения как по специальным, так и по общеобразовательным дисциплинам; в текущем режиме решает повседневные административные вопросы; координирует кадровую политику и вопросы социальной защиты сотрудников; постоянно следит за поддержанием огромного хозяйственного аппарата Академии, в состав которой входит не только учебный корпус, но и общежитие для воспитанников. Все это требует не только знания тонкостей профессии танцовщика и энтузиазма, но и огромного опыта управленческой работы. Отметим особо еще одну специфическую черту Академии: она включает в себя, помимо ВУЗа, еще и среднюю общеобразовательную школу, поэтому ректору необходим широкий спектр знаний по работе с детьми.
Приходится объективно признать, что опыта такой работы у Н.М.Цискаризде в настоящее время нет. Вполне возможно, что Николай Максимович, как человек талантливый, окажется очень способным руководителем, однако мы уверены, что нарабатывать такие навыки следует на менее ответственных должностях, нежели ректор уважаемого во всем мире ВУЗа.
Еще одним важным аспектом, который требует пристального внимания и вызывает наибольшие опасения у педагогов танцевальных дисциплин и специалистов из мира балета, является сохранение понятия «Школы». Петербургская балетная школа является старейшей в стране и одной из старейших в мире. Вот уже 275 лет она воспитывает и выпускает талантливых артистов, многие из которых стали мировыми знаменитостями. У нее сложился свой собственный педагогический «почерк», наработаны уникальные методики, свой особый «дух». Сформировалась традиция преемственности поколений, которая очень важна для сохранения и передачи профессионального опыта и поддержания признанной всем миром высочайшей планки петербургской балетной школы. Именно носители петербургской танцевальной традиции обучают в Академии новые поколения танцовщиков. Совершенно неслучайно, что и руководство Академией поручается именно ее выпускникам. Николай Цискаридзе, блистательный ученик столь же уважаемой, но все же совершенно иной школы, носителем и хранителем петербургской традиции не является.
С другой стороны, большое недоумение вызывает и параллельное назначение на должность и.о. первого проректора - художественного руководителя Академии выдающейся балерины, действующей примы Мариинского театра У.В.Лопаткиной. Безусловно, это одна из самых ярких выпускниц Академии, однако достоверно известно, что У.В.Лопаткина не собирается прекращать сценическую деятельность и руководящую работу будет с ней совмещать. Мы совершенно уверены, что такое совмещение невозможно осуществлять на серьезном профессиональном уровне. Неизбежно одному из направлений деятельности будет уделяться недостаточное внимание. Учитывая, что профессия балерины требует ежедневной работы и репетиций, логично предположить, что страдать от такого «полуруководства» будет именно учебный процесс в Академии.
Ситуация внезапной смены руководящего состава Академии вызывает и еще один вопрос. Прежний ректор Академии В.А.Дорофеева была назначена на должность приказом Минкультуры России, действующим до 2016 года. Действительно, Министерство культуры, как учредитель, обладает всеми правами по назначению и снятию должностных лиц в подведомственных учреждениях. Тем не менее, увольнение В.А.Дорофеевой (а также художественного руководителя Академии А.А.Асылмураторовой) в разгар учебного года и без предварительного уведомления должно иметь под собой крайне веские основания, связанные с серьезными должностными нарушениями. В данном случае никакие конкретные претензии к В.А.Дорофеевой и А.А.Асылмуратовой озвучены не были. Мы считаем, что внезапность и необоснованность такого решения Минкультуры России, помимо прочего, наносит ощутимый ущерб репутации прежних ректора и проектора Академии – очень уважаемых в профессиональном балетном сообществе России и мира дам.
Мы не беремся судить о целях, которые могут стоять за такими поспешными и неожиданными кадровыми перестановками. Однако будучи неравнодушными к судьбе Академии, мы ставим под сомнение тот факт, что эти решения пойдут на пользу учебному заведению, чьи выпускники приносили и продолжают приносить славу и международное признание культуре Санкт-Петербурга и России.
Очевидно, что сегодня ситуация не просто обострилась, но зашла в тупик. Мы считаем, что во имя сохранения стабильности развития уникального творческого ВУЗа наиболее правильным было бы поручить Ученому совету Академии в ближайшие дни предложить на рассмотрение Минкультуры России свои кандидатуры на пост ректора и художественного руководителя Академии.
Уверены, что такое решение позволит преодолеть кризис и даст Академии возможность продолжать свою работу на благо русского балета и российской культуры.
С уважением, нижеподписавшиеся