Разговоры о том, что в российских театрах, как в Европе не должно быть артистического «балласта», а только «нужные» актеры, те, с которыми режиссеры хотят работать в конкретной постановке, ведутся уже давно. После скандала вокруг «Гоголь-центра» обсуждение этой темы усилилось, сейчас почти готов законопроект, но многоточие никак не хочет превращаться в точку.
В первую очередь встает вопрос о том, что будут делать те артисты, с которыми театр решит однажды не продлевать контракт. Тереза Дурова, художественный руководитель «Театриума на Серпуховке», описала возникающую дилемму так: «Я, увольняя актера или не подписывая с ним документ, должна быть абсолютно спокойна, что я делаю что-то нормальное, мы так договорились, у него есть полный объем социальных гарантий». Эти норма и гарантии еще нигде не прописаны персонально для артистов – и пока неизвестно, будут ли, - но уволенный из театра, как любой безработный, может обратиться в службу занятости или оформить пособие по безработице. Председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино Ленис Кинис отметил, что ощущения рынка у артиста нет, отсутствует понимание, что, если ты будешь играть плохо, не до конца выполнять свою работу, с тобой не продлят контракт. Высказанная им формула «Профсоюз договаривается с работодателем, а государство выступает гарантом» сейчас, к сожалению, тоже не работает. Наконец, очень важное уточнение внес заместитель председателя Союза театральных деятелей РФ Геннадий Смирнов: «Нет задачи всех уволить. Артисты в театре нужны». Не стоит ждать от художественных руководителей, что новый закон они будут использовать, как дубинку. В каком-то смысле сомнения руководителей театров можно истолковать и как неуверенность, если не в себе, то в коллегах или возможных приемниках.
В ходе обсуждения закона возникает много деталей и уточнений, которые, по мнению директоров, стоило бы прописать. Как заметил Борис Хвостов, директор Московского драматического театра имени Станиславского, «актер – это инструмент, а к каждому инструменту нужна инструкция». Мануал к российским артистам обещает быть очень подробным: речь заходила и про провинциальные театры, где каждый актер на вес золото, и про то, как трудно устроить быт в новом городе, если придется менять место работы. На фоне этих уточнений может оказаться понятен государственный цинизм: никто не беспокоится об аналогичных трудностях при увольнении экономиста или представителя другой профессии. Конечно, уровень артиста часто зависит от режиссера и других условий, но, если речь опять же о рыночной модели, это уже вопрос таланта и старания.
Пока же законопроект, который, как сказал заместитель директора театра Сатиры Марк Гурвич, нужно принимать, как можно скорее, отложен на неопределенный срок. Планируется собрать рабочую комиссию для обсуждения и улучшения документа.