Дебютом бывшего кинотеатра «Ударник» в качестве арт-площадки – президент культурного фонда «АртХроника» Шалва Бреус пообещал в будущем открыть тут музей современного искусства – стал показ номинантов Премии Кандинского. Там же объявили лауреатов. Число номинаций в этом году сократилось до двух, избавившись от позиции «Медиаарт. Проект года» и оставшись с «Проектом года» (40 тыс. евро) и «Молодым художником. Проектом года» (10 тыс. евро). Последняя и вызвала вопросы о критериях оценки.
Открывал церемонию классик соц-арта Александр Меламид. Отталкиваясь от критиковавшего модернизм философа-марксиста Михаила Лифшица, он объявил, что потерявшие веру в Бога люди стали верить в искусство, и прокомментировал саму идею соревновательности и выбора лауреата свежей мыслью о том, что хорошо бы в будущий раз позволить из ВСЕХ работающих в России художников определить лучшего какой-нибудь трехлетней барышне. Словом, учредители премии решились на самоиронию – возможно, чтобы компенсировать штиль в погоде конкурса-2012. Ведь номинировали было на Кандинского Pussy Riot, но до лонг-листа так и не допустили, не стали рисковать. Pussy Riot тем не менее в зале появились. Промелькнули в видеонарезке событий уходящего года – отвесили им такой запоздалый, ни к чему не обязывающий поклон, но ни единого комментария об их положении за вечер не прозвучало.
Хотя позиция «Медиаарт» из конкурсного списка исчезла, среди победителей он как раз лидировал. Голосование жюри, выбиравшего одного претендента из трех в шорт-листе, проходило непосредственно перед вручением и беззвучно транслировалось в фойе «Ударника». Главным молодым назначили Дмитрия Венкова, выпускника Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко, которая регулярно поставляет и конкурсантов, и победителей на наши премии. Его фильм «Безумные подражатели», заявленный как исследование воображаемого сообщества, обитающего в окрестностях столичной Кольцевой дороги и живущего благодаря сбору придорожного мусора, запомнился куда меньше конкурентов Венкова, группировки «ЗИП» с проектом завода-коммуны «Утопия». Речь шла об ироничной модели бытия художников без денежного обмена. К тому же ЗИПы регулярно поставляют на московскую сцену остроумные работы, и каждого появления этих краснодарцев давно ждут как события. Но победителей не судят, а потому остается надеяться, что ударников Завода измерительных приборов (давшего название коллективу «ЗИП») награда в конце концов найдет.
«Проект года», на звание которого тоже претендовали трое, раздвоился. С одной стороны, в победители вышла виденная осенью в Мультимедиа Арт Музее (МАММ) скульптурная инсталляция «Время Ч» Гриши Брускина о поиске врага, актуальном в советском прошлом не меньше, чем сегодня. С другой, группа АЕС+Ф с показанной в прошлом году там же «Священной аллегорией», медиапродуктом класса люкс. Вручавшая награду директор МАММ и член премиального жюри Ольга Свиблова сообщила, что жюри единогласно проголосовало за то, чтобы поощрить двух номинантов. Несколько туманен, правда, остался смысл соревнования, где из трех финалистов лауреатами вышли двое.
Политических речей в нынешнем году не случилось (в прошлом их взял на себя победитель Юрий Альберт), зато Гриша Брускин пожелал художникам, арт-критикам и кураторам толерантности по отношению друг к другу и добавил: диктатура одной идеи ведет к тоталитаризму.