Убедительный Дени.
Фото с сайта галереи «Проун»
После того как старейшие московские галереи XL, Айдан Салаховой и Гельмана взяли весной курс на перепрофилирование, думали, что Винзавод постепенно утратит статус арт-кластера и одной из пульсирующих точек на карте contemporary art. Но вот подоспел очередной вечер вернисажей, в котором участвовали и XL, и Гельман, первая – так и с прежним названием, второй – под вывеской «Культурного альянса», и в Сыромятническом переулке снова людно, снова что-то обсуждают. Из открывшегося даже можно сверстать общий тематический маршрут. Кто-то выносит реальности диагноз, кто-то просто созерцает ее, а кто-то посредством искусства пытается изменить мир к лучшему.
Краснодарскую группировку ЗИП, одноименную местному Заводу измерительных приборов, в Москве приметили во время II Биеннале молодого искусства. А еще раньше один из ее художников, Степан Субботин, запомнился по выставке в ЦДХ «Европейская мастерская: творчество в общем культурном пространстве»: там он соорудил тренировочную собачью площадку для попадания в ЕС… Сегодня ЗИП с проектом художественной коммуны «Утопия» числится в финалистах Премии Кандинского. Выставка в галерее XL показывает, как «зипы» приросли новыми участниками и стали Цехом по усовершенствованию повседневности через художественные практики в духе «Тогда мы идем к вам!». Они и выставку, составленную из документаций недавних акций, называют по лозунгу над одним из цехов краснодарского завода: «Этот цех борется за звание образцового». Художники-активисты то покроют «Газель» частника нарисованными арбузами в попытке раскрутить его некрупный бизнес, то на шоссе начертят недостающую зебру (и потом на этом месте действительно она появится – уже полне официальная). То, наконец, водрузят в городе табличку «Товарищи, объединяйтесь!». Стихийную выставку за ночь разгромили, оставив послание в хрущевском духе, начинающееся словами «П…сы», табличку сорвали, сделав приписку «был бы лидер». Левацкий запал, хождение в народ – художники прекрасно осознают утопичность собственных действий, но отдаются эксперименту самозабвенно и самоиронично. Первое компенсируется вторым – потому и живут.
В бывшей Галерее Гельмана стартовал обещанный Гельманом же проект «Культурный альянс» (одноименная ассоциация действует с 2010 года), который будет продвигать в Москве искусство регионов. «Современное искусство Казахстана» составлено из части работ с первого крупного смотра казахского contemporary art за последние четверть века, выставки «Лицо невесты» в музее PERMM. Есть тут и нефтяная «Труба» Арыстанбека Шалбаева, через которую можно в задумчивости созерцать лишенную удобств повседневную жизнь, и изуверства в духе Пол Пота в фотосерии Ербосына Мельдибекова, и сшитые из местных пестреньких тканей интернациональные флаги.
Методом индукции исследует окружающее Алексей Каллима. Его «Теорема дождя» в галерее «Риджина» – гигантская панорама футбольных фанатов на матче, поведение болельщиков тут стало проекцией образа действий толпы вообще – с тем, как формируются ее реакции, как ее захлестывает эйфория. Вот и зритель, очутившийся на месте, где должен был быть матч (его-то тут и нет), стоит в кромешной тьме на сцене «боевых» действий и в центре внимания, методично ослепляемый – как ослеплена радостью или гневом толпа – вспышками света.
Разоблачающие фашистов, буржуев и попов, прославляющие усатого вождя плакаты Виктора Дени в «Проуне» – ретроспекция во времена апогея советского строя, где и ходили строем, и думать безопаснее всего было так же. Угодные и неугодные, цензура и коллективный взгляд на явления глазами агитпропаганды, смотрящими со стен галереи. И вот этому общему восприятию реальности противостоит фотопроект Егора Заики и Максима Шера в Цехе Красного. «Вид на жительство» – выхваченные фрагменты улиц и домов, размышления о внутренней эмиграции, где временное состояние вида на жительство у авторов стало экзистенциальным статусом.
Рано ушедший Борис Смелов (1951–1998) от действительности не бежал, не тщился переделать порядок вещей, его фотографии, которые показывает переехавшая на место галереи «Меглинская» Frolov gallery, – поиск себя в пространстве. Ответный или безответный? Монохромный Петербург с чертами достоевщины, с дворами-колодцами и влекущей бездной каналов. Опрокинутые линии горизонта и Аполлон в Летнем саду, у покровителя муз паук на щеке и капля дождя на носу. У Смелова – натюрморты с круглыми выпуклыми зеркалами не хуже старонидерландских, и сам в одном из таких зеркал своей вселенной.