«Вселенский разум» Николая Полисского – со свежего воздуха в кинотеатр «Ударник».
Фото ИТАР-ТАСС
Год назад кинотеатр «Ударник» скромно, тихо отметил 80-летие и закрылся, а через некоторое время сообщили, что его площади займет будущий музей современного искусства, который создаст президент Культурного фонда «АртХроника», коллекционер Шалва Бреус. Пока Бреус впустил в готовящееся к ребрендингу помещение выставку номинантов Премии Кандинского, подведомственной его фонду. Что касается новшеств премии, тут упразднили номинацию «Медиа-арт», оставив «Проект года» – 20 претендентов на 40 тыс. евро – и «Молодой художник.═ «Проект года», где 15 художников-ударников соревнуются за 10 тыс. евро. Гораздо более заметные перемены произошли в экспонировании номинантов.
Построенный Иофаном Дом на набережной, кинотеатр «Ударник», раздвижной потолок-свод, сиденья зрительного зала, помпезные люстры, глушащий шаги мягкий ковролин, оставшийся еще от прежней жизни ресторан на втором этаже, оставленный от прошлых хозяев автомат с лотерейными билетами… Выставку достижений современного искусства инсталлировали прямо сюда, запустив встречное движение, – пространство и наводнившие его объекты способствуют друг другу к украшенью. Ну а contemporary art тут символически приравняли к ударному труду.
Уже который раз две главные наши премии в области современного искусства – «Инновация» и «Кандинский» – конкурируют за общественный резонанс. Когда-то Премия Кандинского «прославилась», попав в руки художника националистического толка Алексея Беляева-Гинтовта. Потом «Инновация» дала приз группе «Война» – и натерпелись, между прочим, организаторы за такое решение. Хотя ловушка ведь – и дать, и не дать – все вызвало бы нарекания. Сейчас скандальный сюжет обещал было выйти на новый виток с номинацией на «Кандинского» Pussy Riot. Но видно, решили не брать этот груз на свои плечи организаторы, не лезть в дебри «искусство или политика», «акция или гражданский жест» – и до лонг-листа девушек не допустили, тем самым обезопасив себя от политической интриги и перспективы получить неприятности (правда, из-за отсутствия в списке конкурентов на Премию панк-молебна свои кандидатуры отозвали Игорь Мухин и группа Electroboutique). В принципе строить новое музейное здание, конечно, лучше, не провоцируя власть. Но, говорят, и вообще политизированных работ в этом смотре было немного еще на уровне заявок.
Среднюю температуру по кинозалу не измерить – сгруппировать работы по болевым точкам-темам и вывести диагноз для «истории болезни» – 2012 вряд ли выйдет. Но, несмотря на то что новых тенденций смотр не открыл, экспозиция (сделанная Кириллом Светляковым, заведующим отделом новейших течений Третьяковки и членом Экспертного совета Премии Кандинского) получилась цельным высказыванием. С внутренней логикой, с диалогом работ с пространством и между собой. Последнее особенно отрадно, ведь обычно премиальные выставки выглядели каталожным перечнем, механически подверстанным к дате вручения.
Так вот показ вышел во всех смыслах многоуровневым. Экспоненты каждого яруса, как круги по воде, расходятся вокруг доминанты из перечня заявок на «Проект года». Посреди вестибюля сверкает металлическими «набойками» деревянный «Вселенский разум» Николая Полисского, на него с экрана взирают пафосно-красивые персонажи «Священной аллегории» группы АЕС+Ф. Выше, в кинозале есть «Коридор КД» классиков концептуализма, группы «Коллективные действия», но интереснее другое. Вот «Время Ч» Гриши Брускина – сама напоминающая кинозал инсталляция с белыми скульптурами-призраками, воплощением фобий про террористов, классовых врагов и прочих острых неврозов. И эти оказавшиеся перед сценой персонажи спонтанно и ловко зарифмованы с размещенным как раз-таки на сцене «Пленэром» (авторский коллектив слишком велик, чтобы его приводить). На киноэкране – Кремль, на его фоне художники устроили акцию, живописуя белой краской по загрунтованным белым холстам, материализуя метафору пустотности. И теперь уж то ли персонажи-страхи Брускина взирают на главный отечественный «дворец», то ли он на них… Кто свидетель, кто лицедей и чью сторону занимает зритель? Наконец подземный зал назван «Крипта. Индивидуальные культы». Тут Дмитрий Цветков разложил на блюдах hand made «Головы героев»: в ряду с Иоанном Крестителем и Грибоедов, и Горький.
Категория молодых на этот раз выдалась довольно неровной. Если снова идти из вестибюля в кинозал и спускаться затем под землю, тут запомнились группировка (так они себя называют) ЗИП, Алексей Трегубов и Аслан Гайсумов с воспоминаниями о чеченской войне в книгах с вынутым чревом («Без названия (война)»). ЗИПы в проекте «Завод «Утопия» предлагают перевернуть картину мира и сделать Краснодарский завод измерительных приборов художественной коммуной, где все – на службе художника. Алексей Трегубов отвечает на тему коллективных страхов социально-политической инсталляцией-репликой «Кто это?». На стенах бокса воспроизведены газетные вырезки с заменой некоторых ньюсмейкеров зеркальными фигурами, и на эти же стены падают тени от блестящих, как зеркало, стальных силуэтов, водруженных на пьедестал. Тени призывно машут руками, бегут, и есть в этом хороводе даже большой слон, выросший из маленькой фигурки на постаменте. Как многие наши страхи.
Шалва Бреус о будущем «Ударника»:
После реконструкции зданию вернут первоначальный, как в 1930-х, вид, потому что самое дорогое тут – гений места. А вот инженерное содержание будет сверхсложным, в частности зал второго этажа будет трансформером.
Реконструкцию здания планируют начать в конце 2013 – начале 2014 года
В выставочных планах на 2013-й – новый проект Гриши Брускина и VII выставка Премии Кандинского. Возможно, между ними будет еще один проект.
И об отношении к проекту музея ГЦСИ:
Я считаю, что должно быть больше выставочных и музейных площадок. ГЦСИ как лаборатория, как инкубатор новаторских проектов и идей очень хорошо работает.