Вчера Марина Лошак, назначенная недавно арт-директором Музейно-выставочного объединения «Столица», объявила о планах на подведомственной ей территории. Речь, напомним, о «Манеже», «Новом Манеже», МВЦ «Рабочий и колхозница», о «Домике Чехова», Музее-мастерской Дмитрия Налбандяна и музее Вадима Сидура. Сулят немало преобразований и выставочных проектов, но концепция развития все же видится пока весьма туманной, хотя «Манеж» Лошак уже назвала «главным залом Москвы».
Долго и с азартом Марина Лошак рассказывала о ближайших и отдаленных затеях – первым из начинаний следует, очевидно, считать переименование МВО «Столица» в МВО «Манеж». Главное поле деятельности арт-директора – «Манеж», «Новый Манеж» и МВЦ «Рабочий и колхозница». Планов громадье. Лошак намерена вернуть «Манежу» статус именно выставочной площадки, ориентиром для которой избран парижский Grand Palais.
Собственно, главный зал «Манежа» площадью 5,5 тыс. кв. м откроется 25 сентября выставкой группы AES+F «Трилогия». Впервые покажут вместе все видеоэлементы многолетнего опуса (по частям хорошо известного, но теперь несколько скорректированного), дополнив живописью, коллажами и скульптурой. Дальше в этом пространстве собираются дать постоянную прописку главному проекту Московской биеннале современного искусства, а в очередь с биеннале будут проводить крупные «проекты-исследования». Если 2013-й зарезервирован под биеннале, то в 2014-м тут ждут проект одного из известнейших мировых кураторов Жан-Юбера Мартена об истории концептуализма – с участием Центра Помпиду и Tate Modern. Нижний манежный ярус распределят между музейными проектами. Во-первых, часть площадей остается за выставками Мультимедиа Арт Музея Ольги Свибловой, и на время весенних фотофестивалей обещано на месяц выделять им весь первый этаж. Кроме того, сюда переедет поначалу планировавший разместиться в ARTPLAY Музей дизайна. По соседству с ним Ольга Шишко, руководитель ежегодно проходящей в рамках ММКФ программы видеоарта «Медиафорум», откроет Музей экранной культуры (тут ждут проект Питера Гринуэя). Коллекционер Борис Фридман намерен проводить экспозиции, посвященные книгам художников. Это не все – в «Манеж» впускают модные показы – с условием, чтобы в пандан к ним проходили выставки по fashion истории.
«Новый Манеж» будет ориентирован преимущественно на отечественное искусство (в пятницу стартует выставочный оммаж Сергею Параджанову – если память не изменяет, выставку Параджанова несколько лет назад так и не открыли в галерее «Проун», одной из основательниц которой была Лошак). В частности, на площадке запустят проект «Новый частный музей». Там покажут работы из частных собраний, которые могли бы стать музеем – скажем, произведения Древина. А «Рабочего и колхозницу» посвятят советской истории – в конце года сюда привезут не новый, правда, но хит Русского музея «Венера советская».
Спору нет, ставка на центровое положение «Манежа» – удачный стратегический ход. Довольно разношерстная программа – стремление привлечь разную публику. Хотя из всего сказанного не очень ясно, откуда возьмутся средства, скажем, на заявленную выставку Бэнкси или Даниэля Бюрена. Базовое финансирование – правительственное, но те средства вопросов не решат. Дальше – спонсоры, которых предстоит искать. Оказывается, при том, что сейчас вовсю строят выставочные планы, попечительский и экспертный советы еще только формируют.
Пришедшее месяц назад известие об изгнании из «Манежа» и «Нового Манежа» ярмарок «Арт-Манеж» и «Худграф» как не соответствующих новому вектору МВО так и осталось в прежней фазе, несмотря на обещания, что город предложит им другие площадки. Глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков прокомментировал это в том роде, что, может, кому-то из них предложат, например, ЦДХ, однако там, как известно, есть своя ярмарка «Арт-Москва»... В августе Марина Лошак сообщила, что не исключает – художественные ярмарки (другие) будут на ее площадках. На вчерашний день таких предложений не было. Конечно, хорошо, что «Манеж» избавился от продаж шуб. Конечно, и «Арт-Манеж» давно напрашивался на реформирование, но шанса такого сейчас не получил.
Новшества в МВО «Манеж» – в череде недавних перемен в музейной жизни, хотя тут уровень городской, не федеральный. Сначала обещали строить новое здание Государственному центру современного искусства, и вот с готовым уже вроде бы проектом начались сложности (см. также «НГ» от 12.09.12). Только что как снег на голову свалились решения о странных преобразованиях в Музее декоративно-прикладного искусства (см. также «НГ» от 17.09.12). Как бы и нынешние начинания МВО «Манеж» не свернули со временем в другое русло.