0
2544
Газета Культура Интернет-версия

17.09.2012 00:00:00

Не бойся Бойса

Тэги: выставка, бойс


выставка, бойс На выставке Бойса на Гоголевском бульваре.
Фото РИА Новости

Одноименный манифест немецкий перформанисист Йозеф Бойс опубликовал в 1978-м, советуя заняться построением нового общества свободных людей, где каждый несет ответственность за социум. Злободневно звучащим и сегодня «Призывом к альтернативе» назвали показ художника с амплуа шамана в Московском музее современного искусства на Гоголевском. Ретроспективу классика, которого Генрих Белль считал персонажем Босха и именем которого назван один из московских театров, курирует директор берлинского Музея современности Hamburger Bahnhof. В том, какую альтернативу в 1950-х – 1980-х искал Бойс, здесь пытаются разобраться по документациям акций, инсталляциям и рисункам из немецких собраний.

«Конец XX века» Бойс назначил еще в 1983-м. В занявших всю комнату здоровенных каменных блоках прорезал небольшие конусы и одну из глыб водрузил на тележку. Черту под столетием он подвел идеей «социальной скульптуры». Согласно ей, все люди – художники, вольные формировать общество, как скульптуру. Вряд ли «Конец века» резюмировал эпоху, но наказ художника потомкам (он умрет спустя три года) зафиксировал. Потому инсталляция и венчает нынешнюю выставку, оставив многоточие проторенных Бойсом путей, «Призыва к альтернативе», одним из ключевых понятий которого стала социальная скульптура.

Жесткие рамки католического воспитания не застраховали Бойса от метаний. То он подрядился каскадером в цирке, то добровольно вступил в люфтваффе (мальчишкой он входил в гитлерюгенд, после вроде бы собрался стать медиком, да война поменяла планы), а потом решил, что кризисный мир нуждается в переустройстве, и подался в искусство. По «Призыву к альтернативе» мир виделся социалистическим. Бойс вообще был неутомим – основал Свободный международный университет, вошел и в Партию зеленых, и в арт-движение Fluxus. И ироничен: как то предложил поднять Берлинскую стену сантиметров на пять – улучшить архитектурные пропорции. В 1964-м он всерьез взялся за создание собственной мифологии, выпустив полуфиктивную автобиографию. Из книжицы следовало, что, когда в войну его самолет сбили над Крымом, якобы татары спасли будущего перформансиста от путешествия на тот свет и вылечили, обернув в войлок, жир и мед. Подтвердить сложно, но эти материалы он перенес в работы, что для публики стало шоковой терапией.

Бойсовскую странность выстроенная с немецкой четкостью экспозиция передает математически точно. Едва войдя в музей, взглядом упираешься в монументальный видеопортрет со вперившим в нас взор художником. Перспективу залов закрывает то фотоплакат «Революция – это мы» (худощавая фигура в шляпе и джинсах походит скорее на хиппи, нежели на Людовика XIV, чье «Государство – это я» он перефразировал), то «Трамвайная остановка. Памятник будущему» (касающаяся не столько транспорта, сколько проецированных во взрослое сознание детских воспоминаний), то войлочный костюм. Довольно хладнокровно зрителя погружают в пространство приближающихся к абстракциям рисунков с оленями-лосями-русскими женщинами, с «Телом времени» да диковинным «Космогоническим инструментом в горах». В мир объектов вроде принта «Грета Гарбо и войлочная тряпка» (где есть актриса, но нет войлока) или собранной в пакет заячьей крови. Разъяснить их способны далеко не все бегущие по стенам бойсовские сентенции, и вскоре начинаешь прикидывать, что либо ты серьезно не в себе, либо их автор. Как будто не искусство он препарирует – нашу психику.

Этот радикал вернул в изобразительное искусство культ театрализованного смотрения авангарда – есть зрители и есть священнодействующий художник-шаман. Без бойсовской «шинели», войлочного кокона, в котором он на «скорой» прибыл в 1974-м в нью-йоркскую галерею Рене Блока и прожил несколько дней в обществе койота, может, не загавкал бы потом человек-собака Кулик. Тот, правда, будет эпатировать, а Бойс в «овечьей шкуре» ввязался в небезопасное соревнование, пробуя «примириться» со священным для индейцев койотом, которого преследуют белые люди. В зале возле видео этой самой известной его акции («Я люблю Америку, Америка любит меня») больше всего людей, смотришь на беснующееся животное, знаешь исход и все-таки волнуешься: «Да он его сожрет…» Но спустя время Бойс уже преспокойно ложится в свой угол, волк – в свой… И без таких шуток со смертью, пожалуй, не было бы перформансов Марины Абрамович (она, кстати, повторила бойсовский «урок» с мертвым кроликом). Бойс исследовал «характер поля» – напряжения между человеком и миром – и искал внутренние связи вещей. У каждого на то свои средства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
506
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2224
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1457
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1087

Другие новости