Коллекционеры поздравляют, музей – в лице директора Ирины Антоновой (вторая справа) – принимает поздравления.
Фото Константина Ремчукова
В Отделе личных коллекций ГМИИ имени Пушкина к 100-летнему юбилею музея показывают «Портреты коллекционеров. Русское и западноевропейское искусство из частных собраний Москвы». Два с лишним десятка коллекционеров – Петр Авен, Тамаз и Ивета Манашеровы, Александр Авдеев и Илья Глазунов… – привезли на Волхонку около трех сотен живописных и графических работ.
Первая задачка для пытливого зрителя – провести водораздел между разными собраниями, потому как Вергилия не обещают, а знакомят с поздравляющими коллекционерами довольно своеобразно. Счастливчикам вроде Петра Авена, Ильи Глазунова, четы Манашеровых, Валерия Дудакова и Марины Кашуро повезло получить отдельную «жилплощадь» в виде целого зала. Другим пришлось коммунально уплотниться: в пространстве с европейской живописью из собрания Максима Кочерова нашелся угол для нескольких картин старых мастеров нынешнего министра культуры Александра Авдеева (поздравляющего музей, несмотря на прошлые разногласия в обсуждении музейного городка). И все бы ничего – да подготовленные про историю их собирательской страсти экспликации, этакие временные «почетные доски» в зале иногда умещаются по две, иногда даже больше, а этикетаж не всегда снабжен подписью с именем владельца. Вот и гадай, что раз первая комната открывается презентацией Петра Авена, то и предшествующий атриум – тоже авеновский.
В Пушкинский пришли разные коллекционеры – со стажем, как Дудаков и Кашуро, как Владимир Царенков, Владимир Логвиненко или Михаил Перченко… и совсем «молодые» вроде Инны Баженовой (издателя недавно появившейся русской версии Art Newspaper), чей опыт в этом деле – около пяти лет.
Прочерчивая хронологические оси западного и русского искусства с XV–XVI до начала XX века, тут показывают не упорядоченную, как в музейной экспозиции, историю искусства, а отдельные вещи – как вектор вкуса их обладателя. И если есть Глазунов, будет гигантский парадный портрет Екатерины II Рокотова и печальный «Монах в лесу» Нестерова. Если Логвиненко – так иконопись и, например, панно знаменитого маньериста Джулио Романо «Битва Константина и Максенция» (вот бы знать, как оно доехало до Москвы?!). Если Дудаков и Кашуро – то символисты и авангард. У Манашеровых – чудный Пиросмани и пряный Гудиашвили. У Царенкова – и «зализанно»-гладкий Айвазовский, и свободной кистью написанный серовский этюд «Петр I в Монплезире».
Раз главная эмоция, которую выжимает выставка такого рода, – удивление/наслаждение/недоумение от конкретной вещи, то и презентации коллекций много бы выиграли, будь они снабжены провенансом хотя бы самых необычных экспонатов. На пресс-конференции рассказали, как «Мадонна с младенцем» болонского академиста начала XVII века Гверчино проделала длинный путь от жены Наполеона Жозефины в Эрмитаж, после – в Румянцевский музей, а в 1925-м – в Центральное хранилище музейного фонда и, как многие другие ценности, готовилась к продаже через «Антиквариат». Потом пропала из виду и в конце концов оказалась у Глазунова.
Главное на таких показах – детали, а их тут недостает. Михаил Абрамович Морозов в свое время прямо заболевал, думая о новых приобретениях изящного, – а тут все сухо и чинно, по пунктам отчитались за основной род деятельности собирателей и основные пункты собранного. Читаем, к примеру, про «уникальное полотно» «Нахождение Эрихтония» Луизы Холландины, принцессы Палатинской: «Эта редкая картина была буквально спасена коллекционером от гибели»… К чему ж такая скромность – расскажите историю, мы тоже порадуемся счастливому случаю.
Для коллекционера любой музейный показ автоматически повышает статус собрания. ГМИИ, как всякий музей, вероятно, лелеет перспективу возможных будущих даров. На вернисаже Василий Горященко передал Пушкинскому «Натюрморт-обманку с картиной Дитриха в каменной нише» мастера XVIII века Адама Элиаса Борни.
Выставки по торжественному случаю
Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию, ГТГ на Крымском Валу
Даёшь! К 75-летию основания Музея Маяковского, галерея «Проун»
Портреты коллекционеров. Русское и западноевропейское искусство из частных собраний Москвы, ГМИИ имени Пушкина