Вчера вечером в Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов седьмого по счету конкурса «Инновация», учрежденного в 2005-м Федеральным агентством по культуре и кинематографии и самим ГЦСИ. Достижения отечественного contemporary art за прошлый год рассматривали по 304 поданным заявкам, из которых отобрали 25. Прошлогодний скандал вокруг группы «Война», конечно, повысил внимание к этой премии.
Случившийся год назад скандал вокруг номинации, а затем и награждения группы «Война», конечно, повысил внимание к «Инновации». Столько упреков сыпалось и ГЦСИ, и Минкульту, и министру культуры Александру Авдееву, который, надо отдать должное, занял достойную позицию и на решение жюри повлиять не пытался, за что ему и пеняли. Сейчас противоречивых номинаций не случилось, поэтому пройдет все гораздо тише. Хотя не единожды уже говорили, что, случись выступления активисток Pussy Riot раньше, могли бы и они пополнить список номинантов. Правда, тут, как и с «Войной», – художественная ценность спорна, политический жест очевиден. Но с другой стороны, уголовные дела против девушек Pussy, сколько ни заступайся за них общественность, не закрыты, стало быть, провоцируют на ответную реакцию. И встраиваются в симптоматичный для внутриполитической ситуации, для социального, гражданского климата ряд в виде показательных выступлений и показательных же порок.
Но – к конкурсу. «Инновационный» премиальный фонд снова вырос, на этот раз вдвое. Половина средств государственная, другая – спонсорская. Как обычно, из семи номинаций две внеконкурсных. За творческий вклад в развитие современного искусства 600 тыс. руб. получат концептуалисты Игорь Макаревич и Елена Елагина. А приз и диплом «За поддержку современного искусства России» уйдет к Зурабу Церетели за помощь в развитии Московского музея современного искусства.
Что касается выставки номинантов, экспозиционных чудес, как обычно, от нее вряд ли стоит ждать, тут другая задача. Это не самостоятельный кураторский продукт, а digest отобранных экспертами значимых художественных событий 2011 года. В главной позиции «Произведение визуального искусства» на 800 тыс. руб. претендует, например, выставка-перформанс Андрея Кузькина (у него уже есть «Инновация» в категории «Новая генерация» за 2008-й) «Всё впереди!»: свое имущество, включая снятую с себя одежду, он упаковал в железные ящики, что символизировало условную смерть, переход за рубеж уже созданного. Тут же инсталляция Александра Бродского «Цистерна», одухотворившая бывший коллектор на окраине Москвы, а также «Геопсихоизометрическая экспертиза Екатеринбурга» дуэта «МишМаш» и «Ордер» Витаса Стасюнаса – проекты, исследующие категорию пространства.
Другой сильной номинацией нынешнего года стал «Кураторский проект». С одной стороны, тут занятые феноменом сообщества, коммуникации «Невозможное сообщество» Виктора Мизиано и выставка «Аудитория Москва. Эскиз публичного пространства» Екатерины Деготь, Иоанны Мытковска и Давида Риффа. Среди их конкурентов – инновационные по формату «Поколение Z. Пионеры музыкальных технологий России 1910–30-х» Андрея Смирнова и Любови Пчелкиной, а также «Спальный район. Открытый урок» вывезших искусство на окраины Марины Звягинцевой и Юрия Самодурова.
Результаты объявят уже 3 апреля вечером, церемонию награждения будут транслировать телеканал «Дождь», сайт телеканала «Вести 24» и портал W.O.S. Конкурс – дело отдельное, но если взять шире, то с одной стороны, в Москве, пусть не быстро, а растет-таки интерес к современному искусству – в том числе и на государственном уровне. Но вот что странно: учитывая непрекращающиеся уголовные преследования того же contemporary art, напрашивается вопрос – как разные политические решения соотносятся между собой, и если власть не считает противоречивым метод кнута и пряника, уж не надеется ли она на политическую покорность современных художников?..