0
2612
Газета Культура Интернет-версия

27.03.2012 00:00:00

Груз поэтический и политический

Тэги: театр, политеатр, премьера


театр, политеатр, премьера Диалог с избранным президентом.
Фото с официальной страницы «Политеатра» в Facebook

В Большой аудитории Политеха, где недавно открылся «Политеатр» Эдуарда Боякова, прошла премьера обновленной «Ювелирики» резидента объединения «Газгольдер» Олега Груза. Поэтический спектакль уже показывали в театре «Практика», но сейчас к прежним стихам добавились другие. В текстовую ткань вплетен первый акт новой пьесы «Овцеволки». В легендарный зал, слышавший Маяковского, Вознесенского, Окуджаву, вернулась поэзия. Политика, которую можно рассмотреть в названии «Политеатра», тут тоже есть, но у нее не главная роль.

«Ювелирика» пополнилась «первым актом пьесы «Овцеволки», написанным по следам последних политических событий в России» – но считать это обнажением политического нерва было бы не совсем верно. «Овцеволками» у Груза выходит сегодняшняя человеческая формация, меняющая шкуры, прячущаяся под одними и выпирающая из-под других. Давнишняя истина – как на брейгелевсом рисунке, где «Большие рыбы поедают малых» – всегда, не только сегодня, актуальная. «Нужно здесь и сейчас съесть того, кто слаб. Но ради жизни, а не со зла», – чеканит Груз. Хотя в спектакле в целом политика далеко не первостепенна (к примеру, недавнего его «Болотного зеркала» тут нет), она – один пласт по крайней мере в трехплановом (вот оно, новомодное 3D) поэтическом тексте. Одетый в черные брюки и свитер Груз – как простой инженер, как впитывающий голоса улицы человек в толпе? – со стареньким кожаным портфелем, спустившись с оклеенной газетами эстрады, встает перед трибуной-пюпитром, тоже упакованным в газетные полосы. Три измерения Груза – современная Россия вообще, политика в частности и совсем уж частный голос – о личном. И, надо сказать, в любовной лирике интонация оказывается индивидуальнее, проникновеннее.

Действо сложено как полиптих или как китайская ширма, каждая часть – фрагмент истории. А «Ювелирикой» Груз сплетает те самые три плана, вытягивая то у-личную, то просто личную интонацию. Оглядываясь вокруг, становится агрессивен – строчки прошиты обсценной лексикой, слова падают металлическим грузом. Заглядывая в себя, слышит более уязвимый тон. И там, и там рифмы-омофоны перетекают друг в друга, перетекают на ходу из одного в другой смыслы. «Овцеволки» вписались в «Ювелирику» борьбой двух голосов, замкнутый круг овец и волков внутри людей. Все начинается с задника-триколора (за видеопроекцию отвечает Федор Аптекарев) то ли с выступающими кирпичами стены, то ли с прутьями решетки, что то же самое – тупик. Груз выбирает из аудитории главного среди овец волка (Александр Вайсман) и отправляет собирать дань – туда, вон из зала. Позже сгодится кожаный портфель – набить и его. Потом, после «Овцеволков», как одна из срединных, центральных (и антицентристских) частей полиптиха, появится слайд-шоу с премьером-президентом, а Груз по-плакатному прямолинейно разыграет в лицах «Вопросы Владимиру Владимировичу» – цидулки простодушно-благодарных соотечественников, напоследок только спросив от себя: «Скажите, а что привлекает вас в вас самом?»

Все эти пассажи есть потому, что до них он провоцировал зал нехитрым гэгом, и поддавшиеся затянули песню про зайцев – «Ааа на-ам все равно…» – в ответ получили: «В том-то и дело». После того можно размашисто живописать и про медведя, что нынче в цирке, и про бытовуху с радостями и разборками, отпечатавшимися в сознании штампами.

Пульс жизни у Груза не похож ни на протяжную интонацию гражданской лирики Всеволода Емелина, ни на рассчитанную на стадионы поэзию Юрия Шевчука (с «Россией – женщиной с разбитым лицом» – кстати, фильм-концерт Виктории Каськовой «Небо под сердцем» о ДДТ представили в Москве в один день с «Ювелирикой», но это так, в скобках) – он стучит рэперским речитативом. Под ногами Груза – блоки-трибуны (сначала один, потом открываются второй и третий) из газет, которые вдруг, кажется, желтеют под видеопроекцией шелестящего парка цвета сепии, когда звучат любовные стихи. Те, что поднимают от злобы дня на иной уровень, где просто человек один на один с собой.

В «Ювелирике» много поэтики, меньше политики. Это поэ-литика больше, чем поли-этика. Были там такие слова, хоть проскользнули и в лирической части, а могли стать эпиграфом – «Но для меня город вымер. Для меня теперь Вы – Мир!» Можно сказать самому близкому. Можно развернуть масштаб – мир сгинет без Человеков. Такая далекая дистанция и такая близкая. Про каждого.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
605
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2326
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1538
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1167

Другие новости