Ирина Антонова – человек-эпоха!
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Хронологическое совпадение, когда директор музея отмечает круглую дату в год 100-летия музея, наверное, само по себе – замечательный подарок. Увы, строительство музейного городка затягивается из-за споров вокруг архитектурной концепции. Но Ирина Антонова умеет держать удар.
История расставляет вехи-маяки – линии жизни Ирины Антоновой и Пушкинского музея пересекаются в какие-то общие переломные моменты. В музей она пришла в 1945-м и занималась итальянским Возрождением. А возглавила его в 1961-м – и если провести аналогию с другой датой, получается, тут целая космическая эпоха. И музейная. Кстати, именно благодаря Антоновой в 1977-м появился Международный день музеев.
Она – человек-эпоха и обладательница целого списка наград, но дело не в них. Можно соглашаться или не соглашаться с ее идеями – но ее невозможно не уважать. Был очень болезненный вопрос о реституции – Антонова ведь состояла в госкомиссии, разрабатывавшей закон о перемещенных ценностях, позиции своей по вопросу возвращения не скрывала, но занималась этой темой со всей ответственностью, с тщанием музейного работника. Потом она хотела обсуждать идею восстановления в Москве Государственного музея нового западного искусства и расстраивалась, что разговора не получается.
При Антоновой прошли ставшие легендарными выставки «Москва – Париж» и «Москва – Берлин». Можно не оглядываться далеко назад и вспомнить прошлый, невероятно «урожайный» год с Караваджо, с Дали и с Блейком… Они с Святославом Рихтером придумали, чтобы зазвучали-заиграли красками «Декабрьские вечера». А недавно музей обзавелся отделом фотографии, он – в тренде.
Сама Ирина Александровна всегда остается элегантной дамой, исполненной чувства собственного достоинства и уважительной к собеседнику. И не лишенной чувства юмора: как лихо она позировала фотографам на мотоцикле с Джереми Айронсом на открытии выставки «Три столетия американского искусства» в 2007-м. Помнится, как-то на встрече с журналистами она трогательно, почти по-матерински волновалась – ну, вы пирожки-то ешьте, они вкусные. А однажды после официального запроса об интервью сама (!) перезвонила мне и объяснила, что вот сейчас не получится и почему.
Юбилей Пушкинского – на ее плечах. Антонова любит напоминать: идеей музейного комплекса грезил еще Иван Цветаев. Только пока дело не спешит двигаться вперед. Возникавшая «гостиничная» идея уже отпала, а депозитарий возведут не на окраине, а на Волхонке – правее (в сторону Знаменки) главного здания, как и многофункциональную аудиторию с киноконцертным залом и лекторием. Напомним, строительством займутся «Моспроект-5» Сергея Ткаченко и Норман Фостер. Правда, то, что появится слева от Пушкинского, в том числе нашумевший фостеровский проект выставочного зала-пятилистника на месте бензоколонки 1930-х годов – предмет споров. Сейчас архитектурную концепцию выносят на общественное обсуждение, его обещали сделать открытым на сайте музея – итоги подведут в апреле.
…В детстве музей казался мне огромным. Теперь вижу, что он небольшой – но все равно любимый. С этим пространством, с его духом, с пресловутым словом «атмосфера». И пожелать Ирине Антоновой хочется терпения и чтобы все сложности разрешились.