0
1938
Газета Культура Интернет-версия

30.11.2011 00:00:00

Страсть привиделась

Тэги: гмии, музей, выставка


гмии, музей, выставка Ирина Антонова на открытии выставки.
Фото РИА Новости

«Декабрьские вечера Святослава Рихтера», 31-е по счету, в Пушкинском музее сопровождаются выставкой видений. Из 150 работ две трети приходится на Уильяма Блейка и треть – на других визионеров, от его современника Генриха Фюсли до экзистенциалиста XX века Фрэнсиса Бэкона. Показ организован Галереей Тейт, откуда пришла львиная доля вещей, но также в нем поучаствовали Британский музей, Национальная портретная галерея, Уитвортская художественная галерея Манчестера и еще несколько британских собраний. И как бы ни относиться к Блейку, в практике Пушкинского показ завершает важнейший предъюбилейный год, в который публике показали и Диора, и Дали, и Анни Лейбовиц, и Парижскую школу, и «Синего всадника» с Кандинским, и выставки одного итальянского шедевра, и Караваджо.

Блейк органично вписался в свою романтическую эпоху, хотя не то чтобы был ею принят. Его, поэта и художника с собственной религиозно-мифологической системой, почитали за чудака. «Те, кто укрощает страсть, делают это лишь потому, что их страсти слабы и доступны укрощению», – это из длинной череды его высказываний, во многих из которых недвусмысленно брезжит мотив избранничества. Вообще говоря, речь идет о впечатлительном мальчике. Будучи восприимчивым к тому, о чем толковали в отцовой лавке, а обсуждали там нередко идеи духовидца Сведенборга, – он сам с раннего детства был то ли отмечен свыше, то ли отягощен видениями религиозно-мистического толка. В чуткую к душевным волнениям эпоху романтизма такой «багаж» пришелся как нельзя кстати.

Текучие и упрямые, как поэтический поток, линии его работ вмещают разом и напряженную прозрачность, призрачность Блейка-художника, и ритмику Блейка-поэта. Он вернулся к средневековому ремесленничеству, «не выпуская» из своих рук полный цикл создания книг, которые на средневековый лад называл «иллюминированными». Сам писал стихи, иллюстрировал и печатал свои книги тоже сам. Тут и «бракосочетание Рая и Ада», и «Песни невинности и опыта»┘ Впрочем, художник иллюстрировал и Мильтона – конечно, тема «Потерянного рая» была ему, с его пристрастием к теме рождения, борьбы и расплаты, близка. И шекспировский «Сон в летнюю ночь». И «Божественную комедию», над которой так и умер, не закончив работы.

В его гравюрах и рисунках хотят найти истовую веру в высшее и титаническую мощь Микеланджело, невзначай забывая, что они напрочь лишены анатомической правды. Бескостную гибкость его все-таки могучих фигур можно списать на их особую – визионерскую природу, на страстность создававшей их руки. По крайней мере именно истовость он стремился показать. Листы испещрены дотошно выписанными видениями Страшного суда, наказаний или, напротив, откровений – и исполненными кричащего ужаса страдальцами. Которые с их огромными прекрасными глазами и нежно тонированными акварелью фигурами порой кажутся несколько слащавыми. Хотя, несмотря на все это, английская живопись не была бы продуктом своей страны без толики юмора, пусть и звучит он под сурдинку. Среди грозного строя видений появляется вдруг «Духовная форма Питта, направляющая Бегемота». Премьер-министр Великобритании Уильям Питт Младший возглавил Вторую коалицию против французов и, по мысли Блейка, способен был подчинить собственной воле даже Бегемота, демона плотских страстей. Наконец, как-то Блейку привиделся «Призрак Блохи» – он увековечен темперой на доске в виде весьма несчастного двуногого антропоморфного существа с чешуей, заглядывающего в чашу, которую он сам и держит.

Поскольку возродили провидца для истории искусства прерафаэлиты и символисты, вторая часть экспозиции начинается их видениями и уводит в XX век. Одно из самых удачных сопоставлений экспозиции – перспектива от мятущихся героев Блейка к его гипсовой голове, сделанной в 1823-м Джеймсом Девилем по прижизненной маске Блейка, где закрытые, что для гипсового слепка естественно, глаза подчеркивают метафору визионерства. А затем – к портретному этюду, в основе которого та же маска, сделанному уже в 1955-м экзистенциалистом Фрэнсисом Бэконом. Кроме того, в компании с Блейком выставлены оказавший на него влияние Генрих Фюсли, испытавший блейковское влияние Сэмюэл Палмер, прерафаэлиты Данте Габриэле Россетти и Эдуард Коли Берн-Джонс, а также прихотливая графика декадента Обри Бердслея. С XX веком параллели не столь очевидны, очень уж разные формы приобретали здесь это самое визионерство да тот самый романтизм. И искать корни стремящихся к абстрактному неоромантических «Пейзажа в черном цвете» Грэма Сазерленда и «Форума» Джона Пайпера у Блейка не хочется. Но и тут могут возразить – у каждого свое вИдение. Или видЕние.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
484
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2201
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1438
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1071

Другие новости