0
2328
Газета Культура Интернет-версия

29.11.2011 00:00:00

Передвижники как модель гастролирующего искусства

Тэги: выставка, живопись, передвижники


выставка, живопись, передвижники Участники Товарищества. Среди сидящих – Крамской (седьмой слева), Репин (восьмой слева), в ряду стоящих – Поленов (третий слева) и Суриков (пятый слева).

Первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) открылась в петербургской Академии художеств 29 ноября 1871 года. Передвижники просуществовали до 1923-го, хотя уже в начале нового века, в общем, перестали быть заметными. Тем не менее и сегодня ретроспективы этих художников пользуются большим спросом, а репродукции их картин украшают школьные учебники. Что в таком случае в их стратегии было перспективным, а что нет – и уместно ли искать параллели такой модели искусства сегодня?

Академия как крепостная стена, просто не сдастся. Оплот выучки, который сулил знание образцов, хорошо поставленную руку и в идеале – европейский пенсионерский вояж. С другой стороны, образцы – жесткие рамки, а твердая рука обещает водить проторенной дорожкой забронзовевших предшественников. Всякому хочется совершить бунт – ради самого бунта или в надежде пошатнуть устои.

О традицию, об образцы все и споткнулось. Еще с момента XVIII века верхнюю строчку в иерархии жанров академии уверенно занимал исторический. Претендующие на золотую медаль и стажировку студенты держали экзамен на заданный сюжет. В ноябре 1863-го «бунт 14-ти» порвал струну традиции – художники просили сами выбрать тему работы, а когда этого не случилось, 13 живописцев (в том числе Крамской и Маковский) и один скульптор отказались соревноваться в представлении эпизода из скандинавской мифологии и академию послали к чертям, оставшись без всех ее привилегий. Созданная ими Санкт-Петербургская артель художников – дебютная в России попытка проявить художественную самостоятельность, независимую от госпокровительства. Спустя семь лет ее реорганизовали в Товарищество передвижных художественных выставок, а в 1871-м открылась первая выставка ТПХВ, и среди 47 работ там были те, что стали азбучными: с пристрастием допрашивающий царевича Алексея Петр I и портрет Тургенева от Ге, поющие оду пейзажной хандре саврасовские «Грачи┘», попавшие со своими охотничьими байками на большую картину «Охотники на привале» и портрет Островского от Перова. Весной будущего года экспозицию перевезли в Москву, а в дальнейшем географию расширили, иногда вывозя выставки в Ригу, в Вильно, в Варшаву...

Через несколько лет после отмены крепостного права, во времена общественных бурлений, покушений на царя жест передвижников был нов, даже революционен. Это было демократично. Присоединиться к товариществу мог любой практикующий художник, причем для участия в показах необязательно вступать в объединение – в той самой первой выставке скульптор Антокольский участвовал в качестве свободного художника. Работы, кроме специально оговоренных выдающихся случаев, не должны были прежде экспонироваться. Внутренние вопросы решали голосованием, а финансовую независимость должны были обеспечить 5-процентный сбор от продажи произведений и платный для зрителей вход.

Один из подводных камней, потопивший в итоге огромный передвижнический плот, – та же традиция. Просуществовав полвека, эти художники сами стали ею и отмахивались от нового искусства, порицая его за дилетантизм. А вот Дягилев еще в 1897-м, не умаляя благородства первого порыва передвижников, счел их устаревшими и посетовал, что они учат «думать картину, а не чувствовать ее»┘ Впрочем, пополнить ряды передвижников можно до сих пор – оказывается, существует сайт ТПХВ, который предлагает это сделать.

Можно вспомнить недавнюю историю – дискуссии о том, убрать ли совсем фигуру Петра работы Церетели или просто передвинуть в какое-то другое, не такое видное место. Ясно, что к передвижничеству это отношения не имеет. Никакого. Вообще, проводить прямые параллели оттуда сюда сегодня не стоит – все-таки реализм передвижников пригодился потом соцреализму, чем себя немало дискредитировал, и сейчас остался уделом преимущественно союзхудожнических показов. Крупноформатные картины передвижников, впав в жесткую зависимость от жизни, покрылись налетом витийства, от них веет резонерством. Они болели за правду жизни, за народ и за родные просторы. XX век переболел борьбой с формализмом, и к реализму у него проявилась стойкая аллергия. Когда начинали передвижники, неофициальное искусство оформлялось вместе с ними – сегодня оно чувствует себя вполне уверенно.

Реализм сам по себе остается языком самым доступным и потому официальным, так что актуальное искусство старается изъясняться иначе. Постмодернизм ценит новые формальные подходы – не рассказать, как было, а пересказать. А темы? В сущности, пейзаж-портрет, который актуализировали передвижники, нынешним, актуальным по крайней мере, искусством не слишком востребован. Разве что в варианте вроде выставки «Русский пейзаж», что весной в галерее Гельмана курировал Гоша Острецов, но то ерническая, маргинальная линия. Виноградов и Дубосарский портрет и жанр разных эпох слили воедино в монументальном проекте «Времена года русской живописи», где процитировали и Ге с Перовым. С социалкой легче – с ней сейчас активно работают, взять хоть Семена Файбисовича, снимающего по большей части тоскливые будни города на мобильник и переводящего снимки в живопись. Историческая картина и «наше все» Репин тоже не пропали – растащены на цитаты. То Фарид Богдалов с Сергеем Калининым подверстали ремейк репинского опуса «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» к началу 2000-х, сделав «Заседание Федерального собрания» с поправкой на лица политиков. То Константин Звездочетов письмо запорожцев турецкому султану перепишет, перерисует языком журнала «Крокодил». Бывший критический реализм отозвался нынешним ироническим.

Можно, в конце концов, уцепиться за формальный признак – гастрольный формат, он, кстати, в последние годы весьма активно возрождается. Сюда войдут выставки Марата Гельмана вроде перефразирующего итальянское arte povera показа «Русского бедного». Тут и выжимка из коллекции Пьера-Кристиана Броше «Будущее зависит от тебя. Новые правила» – ее возили по регионам для знакомства с достижениями contemporary art. Социальную остроту в передвижные выставки влил – впрочем, неудачно – проект Виктора Бондаренко и Дмитрия Гутова «Россия для всех» (его еще можно увидеть в Мультимедиа Арт Музее). Но это идея уязвимая – напоминая заборные надписи, тут показывают картины-таблички с текстом, у кого из известных людей сколько какой крови┘ Наконец, в пределах Москвы, на окраинах, делает open air выставки и экспозиции в школах Марина Звягинцева, автор идеи серийного проекта «Спальный район». И хотя разговор о разовых акциях, то есть выставки не перевозят с места на место, главное – остроумно обыгран передвижной формат, когда искусство из привычного центра идет в менее ожидаемые места. Получается, претерпев изменения, идея пригодилась.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
461
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2173
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1413
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1049

Другие новости