Будни рабочих становятся художественным объектом.
Фото предоставлено ПRОЕКТ_ FAБRИКА
Отчасти социальный, отчасти социологический, по сути социалистический проект Жиляева называется «Радио «Октябрь». Место – ПRОЕКТ_FАБRИКА – подходящее, для художника, можно сказать, родное: начиная с 2008-го он сделал здесь уже несколько выставок. Нынешняя одноименна пьесе Маяковского и Осипа Брика и тоже не лишена пафоса вывести пролетария из тени эксплуататора.
Время Арсений Жиляев освободил себе сам. Вместо участия в Московской биеннале, можно сказать, в пику биеннальному конвейеру оформился слесарем, читай – разнорабочим, на бумажную фабрику «Октябрь», где давно базируются площадки ПRОЕКТ'а FAБRИКА. Там среди прочего занимался монтажом фестивальных выставок. Когда промышленное производство еще вполне здравствовало, здесь имелась своя радиорубка, откуда для поддержания боевого духа транслировали эстраду – нынче в рабочем коллективе всего человек десять, радиоточки давно нет. С этого места стартует жиляевский проект.
Вернее, стартует он в подсобке, где отдыхают рабочие, – на вернисаже тут играли в домино, прихлебывая чай с сухарями, а на другую сторону стола Жиляев водрузил кипу газет «Социалист». Собственно, проект – это антураж помещения, документация того времени, что художник провел на производстве. Эстрадный звукоряд, слайд-шоу с фотографиями с монтажа экспозиций и, главное, 40-минутный саунд-коллаж – разговоры рабочих за жизнь вообще и об искусстве в частности: простые комментарии, нравится ли то, что они монтируют, перебиваются рыком работ. Личное пространство фабричных работников уважают – гостей пускают по окончании смены.
«Радио «Октябрь» НЕ балансирует на грани художественного и социального, сразу ограничив себе территорию общественным высказыванием. Главное тут – не форма, а необычный формат. Выставка-жест. Почти перформанс – пока все носились в биеннальном угаре, Жиляев пришел на фабрику, поскольку «понял, что речь┘ должна идти о критике современного искусства как особого способа капиталистического производства», где использующий наемный труд художник приравнивается к эксплуататору. Впрочем, и художник рассматривается как пролетарий в индустрии contemporary art. В общем, Жиляев предлагает перейти на сторону рабочих, превратив «их повседневность в творческий акт».
Социальный запал в арт-мире – удел не только Арсения Жиляева. Какое-то количество социально заточенных вещей номинируется на Премию Кандинского (в прошлый раз, кстати, там был и Жиляев). Даже Хаим Сокол не так давно от привычной для него лирики повернулся к социалке, снимая видео с гастарбайтерами. Впрочем, Жиляев эту линию проводит, пожалуй, последовательнее других. Давно препарирует тему труда, сопоставляя пролетария ручного и умственного производства. К примеру, летом на той же FАБRИК'е он курировал «Трудовую книжку», коллективный показ о том, как современные художники включены и функционируют в системе трудовых отношений, попросту чем они зарабатывают, нося романтическое звание творцов┘ Ну а «Радио «Октябрь» – очередной протест, который в очередной раз заслуживает хотя бы того, чтобы быть услышанным. Во время прошлой биеннале на FАБRИК'е Арсений Жиляев и Сергей Хачатуров показывали «Рабочее движение». Теперь Жиляев продолжает его сам, но без биеннале.