В берлинском музее среди русских фотографий.
Фото автора
Отмечая 20-летие партнерства двух городов, в мае в Москве провели Дни Берлина, сейчас настал черед ответного визита. В программе и музыка – здесь дали концерт «Виртуозов Москвы» Владимира Спивакова, – и кинопоказы. В части изобразительного искусства Дни отмечены тремя фотовыставками, организованными Мультимедиа Арт Музеем. Главная – «Тихое сопротивление. Русский пикториализм 1900–1930» – проходит в Мартин-Гропиус-Бау и показывает среди прочего не вполне обычного Родченко. Тут нет «заезженных» конструктивистских ракурсов, зато есть «пикториальная» страница, довольно неожиданно приключившаяся в его биографии.
Прямо перед Мартин-Гропиус-Бау по дороге раньше проходила граница – здесь еще Западный Берлин, там, через несколько шагов, уже Восточный. Мартин-Гропиус – авторитетная площадка, достаточно сказать, что наши пикториалисты сейчас соседствуют с самым известным, пожалуй, на сегодня художником-диссидентом Ай Вэйвэем, которого британский журнал Art Review назвал самым влиятельным персонажем арт-мира в 2011-м.
День вернисажа был одним из первых холодных в Берлине – город утонул в «воротнике» тумана. На фотографиях – та же непроясненность очертаний, делающая их pictorial, похожими на акварели или угольные рисунки. За объективом – Александр Гринберг, Петр Клепиков, Василий Улитин, Николай Свищов-Паола┘ Пыль, знойное марево, молчаливо-звенящая снежная мягкость морозного дня, оголившаяся красавица «под прицелом» скользящих светотеневых пятен┘ любые переходные состояния – благодатная для пикториализма почва. Сюжеты он черпал из арсенала старшей сестры, живописи, и тут все традиционно: пейзажи величаво-спокойны, дамы исключительно хороши, вид и быт усадеб идилличны, даже крестьянская повседневность подернута романтической дымкой – очертания «недопроявлены», тон сепии и угля облагораживают лица, как вуаль. А уж как эффектны театральные сцены: они превращают Шаляпина в Мефистофеля и в Годунова, в Мельника из «Русалки» Даргомыжского, в Дон Кихота – а Мирон Шерлинг в своих фотогравюрах, в меццо-тинтографиях драматизм образов акцентирует, размывая или, напротив, подчеркивая контуры, сгущая тени и подчеркивая светлые блики.
Пикториализм в России был изводом европейского и продолжил его жизнь вплоть до 1930-х годов, в то время как общепринятые границы западного течения обычно закрывают 1914 годом. Наши сохранили его неосторожно по отношению к пришедшей эпохе. Собственно, вот эти не к времени пришедшиеся меланхолия и томность взамен духоподъемных снимков на благо нового режима оказались роковыми. Новая жизнь вместе с соцреализмом подминала под себя инаковидящих. В 1936 году покатились обвинения в формализме, упадничестве и во всех тяжких грехах. Юрия Еремина в этот год критиковали за «правый уклон», за тот самый пикториализм. Тогда же в ню пикториалистского мэтра Александра Гринберга разглядели распространение «порнографии» и отправили его отбывать срок в Бамлаг НКВД. Но вот парадокс: даже Родченко, только что клеймивший имитирующую живопись фотографию, в конце 1930-х, видимо, устав от политики в искусстве, от конструктивизма и ракурсов «стаккато», вдруг сделал замедленно-«дымчатые» фото в Большом: снимал «Руслана и Людмилу» и «Тщетную предосторожность». Сопротивление пикториалистов сродни сопротивлению живописцев-«формалистов». Этому направлению пришлось стать искусством для себя, как позже станет «другое» искусство второй волны авангарда┘
В Берлине одновременно с пикториализмом вектор в будущее чертят выставка лауреатов фотоконкурса «Серебряная камера» за 2001–2011 годы в Российском доме науки и культуры и уличный фотопоказ о Москве XX и XXI веков на Унтер-ден-Линден возле набережной Шпрее на Музейном острове. Устроен он, очевидно, для симметрии – весной в рамках Дней Берлина на Страстном бульваре предъявили фотолетопись жизни немецкой столицы. «Тихое сопротивление» – проект не новый: в 2008-м, например, выставку возили в Ригу и в Стамбул, годом раньше – в Серпухов, в 2006-м – в Лондон, в 2005-м – в Венецию и в том же году «Московскую эпоху пикториальной фотографии начала 20-го века» показывали в Москве. Как бы то ни было, приближается перекрестный Год Россия–Германия, и, возможно, тогда представится новый повод вывезти на большие гастроли и современные наши фотодостижения. Относительно ожидаемого в самом Мультимедиа Арт Музее – есть надежда, что сюда прибудет художница Ребекка Хорн, кстати, одна из участниц нынешней Московской биеннале современного искусства.
Берлин–Москва