В середине лета, когда арт-рынок берет тайм-аут, чтобы подготовиться к традиционно насыщенной событиями осени, аукционные дома и дилеры подводят промежуточные итоги продаж текущего года. В условиях кризиса, когда происходит глобальное перераспределение сил, это особенно необходимо. Результаты публичных торгов крупнейших аукционных домов показали, что главные изменения на рынке за прошедшее полугодие коснулись не только цен на искусство – их коррекция (читай, снижение) очевидна – но и работы аукционных домов, а также распределения интереса покупателей-инвесторов.
Ни для кого не стало сюрпризом падение на локальных рынках (в частности, русского искусства) и в разделе современного искусства. Резкое снижение цен в обоих случаях очевидно – эти спекулятивные разделы арт-рынка давно называли «раздутыми пузырями», и развенчание их ненадежности было делом времени. Цифры, опубликованные в последнем отчете Christie’s, говорят сами за себя. Так, оборот современного искусства составил в прошедшем полугодии 128 млн. фунтов против 408 млн. фунтов, которые аукционный дом получил в первой половине 2008 года. В разделе русского искусства результаты немного лучше, но тоже показательны – 13 млн. фунтов в этом году и 20 млн. фунтов в прошлом.
Не вызывает вопросов и рынок импрессионистов и модернистов. Традиционно самый стабильный и прибыльный раздел сохраняет свои позиции в новых условиях, несмотря на снижение цен, более избирательный подход к вещам со стороны покупателей и нежелание потенциальных продавцов выставлять на торги вещи высокого качества.
Произведений импрессионизма и модернизма было создано колоссальное множество. Если не на качестве, то на количестве этот раздел рынка выстоит в кризисных условиях. Несмотря на то что последние торги Sotheby’s и Christie’s в Лондоне принесли в сумме сравнительно скромные 70 млн. фунтов, в том же отчете Christie’s оборот этого раздела в прошедшем полугодии составил 413 млн. фунтов, что лишь немного меньше 497 млн. прошлого года.
Если со всеми остальными разделами все более или менее ясно, то темной лошадкой рынка эксперты называют сейчас раздел старых мастеров. Именно здесь возможны наибольшие неожиданности, достаточно обратиться к последним цифрам. Результат торгов в Лондоне составляет для Christie’s 20 млн. фунтов (против 24 млн. год назад), для Sotheby’s 45 млн. фунтов (против 59 млн. год назад), а в отчете Christie’s – еще более удивительные 59 млн. фунтов в прошедшем полугодии против 52 млн. год назад.
О том, что этот сегмент рынка как-то подозрительно долго остается без внимания широкой публики, говорили давно, но Sotheby’s и Christie’s были тотально сосредоточены на современном искусстве, которое они выбрали в качестве основного рычага привлечения новых клиентов в последние несколько лет. Благодаря тому, что аукционные дома с их роскошным арсеналом средств продвижения продукта на рынок пока не взялись за раскрутку старых мастеров, этот сегмент сохранял сравнительно невысокие цены, но стабильные продажи. Требующий значительного культурного опыта, эстетического уровня развития и познаний в области искусства, он всегда оставался не только элитарным разделом, но и просто немодным среди неофитов.
Пока рано говорить о том, что старые мастера станут для инвесторов новой сферой вложения, но есть ощущение, что спекуляций в ближайшее время этому разделу рынка не избежать. Слишком невысоки здесь цены. Слишком многочисленны художники третьего-четвертого ряда, на которых прекрасно можно спекулировать в случае с инвесторами, так же как и на страхе упустить благоприятную возможность для покупки – в случае с коллекционерами. Слишком соблазнительным кажется в условиях развенчания сиюминутных ориентиров последнего десятилетия возвращение к старым ценностям.