0
1116
Газета Культура Интернет-версия

22.06.2009 00:00:00

По волнам моей памяти

Тэги: кино, премьера, израиль


кино, премьера, израиль «Вальс» – именно что исповедь, поза. Да, красивая и чувствительная.
Кадр из фильма

На российские экраны вышел «Вальс с Баширом» – нещадно перехваленная израильская картина, которую язык не поворачивается назвать мультфильмом.

Режиссер Ари (то бишь сам автор фильма, даже внешне похож) в баре за стаканчиком встречается со своим старым приятелем. Тот рассказывает о сне, который его мучает уже много лет: 26 зубастых, с капающей изо рта слюной псов бегут за ним. Ари как человек искусства образы считывает легко и потому понимает, что сон этот – про войну в Ливане, с которой, собственно, их дружба и началась. Режиссер человек впечатлительный и поэтому задается вопросом, почему же ему такой жути не снится. И отправляется кататься по миру в поисках боевых товарищей. И, ясное дело, собственной памяти о войне.

Главное, что здесь сделал Ари Фолман, – это невиданное доселе слияние анимации и высоколобой документалистики в единое целое. И то, что Фолман не снимает собственные путешествия, а рисует, вполне оправданно. Режиссер делает документальный фильм не на уровне фактов, а на уровне ощущений, которые и передает анимацией. Правда, как раз с ней тут проблема.

Хорошие мультики давно уже стремились скорее к формату кино – что «Принцесса» Андерса Моргенталера, мультяшный Триер с элементами жесткой порнухи, что «Ренессанс» Кристиана Волькмана, пересказавший «Бегущего по лезвию бритвы» и «Джонни-мнемоника» черно-белой анимацией. Но то был именно сюжет большого кино, переданный на экране именно средствами анимации. «Вальс» же с анимацией не в ладах. И не потому, что сюжет тут скорее для фильма. Как мультфильм «Вальс» элементарно не выдерживает никакой критики: абсолютно плоская, как в каком-нибудь «Лунтике», картинка лишь изредка пытается изобразить из себя комикс – контрастностью и яркостью в первую очередь. Фолман пытается создать какие-то психоделические полотна, но не техникой, не манерой, а исключительно сюжетом. Вот его стаскивает со старательно нарисованного корабля старательно нарисованная женщина, только очень большая. Вот он качается на волнах. Весь сюрреализм, без которого ни сны, ни воспоминания существовать в кино не могут, сводится к осторожной гиперболе – единственному средству, которым Фолман пользуется.

Недаром «Вальс» получал призы – и «Сезар», и на британском Фестивале независимого кино – именно как лучший игровой фильм. Ближе всего он, конечно, к точно так же осыпанному наградами «Персиполису»: та же непуганная политкорректность, те же «острые социальные проблемы», тот же Восток – дело тонкое, наконец. А главное – та же автобиографичность в основе основ картины. Но у ранимой девушки Марьян Сатрапи был мудрый соавтор – мультипликатор Винсент Пароно. Поэтому в «Персиполисе» помимо исповеди был еще богатый язык анимации, находки. Это был фильм в конце концов. А «Вальс» – именно что исповедь, поза. Да, красивая и чувствительная. Но недостоверная, как, в общем, любая поза. Здесь слишком много наигранности. Слишком много надо знать, чтобы тепло отнестись к фильму Фолмана – что все это основано на реальных событиях, что озвучивают героев их прототипы, что все события – страхи и личные переживания режиссера. Без этого же к «Вальсу» относишься с цинизмом, как к любой не в меру патетичной исповеди.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
545
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2269
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1493
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1122

Другие новости